12-й день
381
Святой Софроний стал известен к
тому времени как непримиримый
противник монофелитской ереси.
После того, как IV Вселенский Собор
(451 г.) осудил монофиаитов, испове-
довавших одну (Божественную) при-
роду в Господе Иисусе Христе, ерети-
ками-монофелитами было введено
понятие единой Божественной воли
(-деХтща) и единого (Божественного)
действования (еуер-уеш), что привело
к признанию отвергнутого монофи-
зитского лжеучения. Монофелитство
нашло многочисленных сторонников
в Армении, Сирии, Египте. Ересь,
усиливаемая национальной враждой,
стала серьезной угрозой церковному
единству Востока. Борьба Правосла-
вия с ересями особенно осложнилась
тем, что к 630 году три патриарших
престола на Православном Востоке
оказались занятыми монофизитами:
Константинопольский?Сергием, Ан-
тиохийский?Афанасием,
         Алек-
сандрийский ? Киром.
Путь преподобного Максима из
Константинополя в Александрию ле-
жал через Крит, где и началась его
проповедническая деятельность. Там
он столкнулся с епископатом, придер-
живавшимся еретических взглядов
Севера и Нестория. В Александрии и
ее окрестностях преподобный провел
около 6 лет. В 638 году император
Ираклий вместе с патриархом Серги-
ем, стремясь уменьшить вероисповед-
ные разногласия, издал указ, так
называемый «Экфесис» («"Ех-&ест1.ч
ГТ1Ч тот8(о<;? «Изложение веры»), ко-
торый окончательно повелевал испо-
ведовать учение об одной воле при
двух природах Спасителя. Защищая
Православие, преподобный Максим
обращался к людям различных зва-
ний и сословий, и беседы эти имели
успех. «Не только клир и все еписко-
пы, но и народ, и все мирские
начальники ощущали в себе какое-то
неодолимое влечение к нему»,?
свидетельствует его житие.
В конце 638 года умер патриарх
Сергий, а в 641 году?император
Ираклий. Императорский престол за-
нял жестокий и грубый Констанс II
(642?668), откровенный сторонник
монофелитов. Усилились нападки
еретиков на Православие. Преподоб-
ный Максим ушел в Карфаген и
проповедовал в нем и окрестностях
еще 5 лет. Когда туда прибыл преем-
ник патриарха Сергия патриарх
Пирр, покинувший Константинополь
из-за придворных интриг, по убежде-
ниям монофелит, между ним и препо-
добным Максимом в июне 645 года
произошел открытый диспут, на кото-
ром Пирр всенародно признал свои
заблуждения и пожелал даже вру-
чить папе Феодору письменное отре-
чение от них. Преподобный Максим
вместе с Пирром отправились в Рим,
где папа Феодор принял покаяние
бывшего патриарха и восстановил его
в сане.
В 647 году преподобный Максим
вернулся в Африку. Там на соборах
епископов монофелитство осуждалось
как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса»
вышел новый указ, составленный по
поручению Константина, константи-
нопольским патриархом Павлом ?
«Типос» (Тйтгоч тт|<5 ттСспгесоч?
«Образец веры»), который запрещал
всякие рассуждения равно как об
одной воле, так и о двух волях при
признании двух природ Господа
Иисуса Христа. Тогда преподобный
Максим обратился к сменившему
папу Феодора Римскому папе Марти-
ну I (649?654) с просьбой вынести
вопрос о монофелитстве на соборное
обсуждение всей Церкви. В октябре