|
|||
12-й день
|
381
|
||
|
|||
Святой Софроний стал известен к
тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофиаитов, испове- довавших одну (Божественную) при- роду в Господе Иисусе Христе, ерети- ками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли (-деХтща) и единого (Божественного) действования (еуер-уеш), что привело к признанию отвергнутого монофи- зитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Правосла- вия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский?Сергием, Ан- тиохийский?Афанасием, Алек- сандрийский ? Киром.
Путь преподобного Максима из
Константинополя в Александрию ле- жал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придер- живавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Серги- ем, стремясь уменьшить вероисповед- ные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» («"Ех-&ест1.ч ГТ1Ч тот8(о<;? «Изложение веры»), ко- торый окончательно повелевал испо- ведовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных зва- ний и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все еписко- пы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему»,? свидетельствует его житие. В конце 638 года умер патриарх
Сергий, а в 641 году?император Ираклий. Императорский престол за- нял жестокий и грубый Констанс II (642?668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподоб- ный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преем- |
|
||
ник патриарха Сергия патриарх
Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убежде- ниям монофелит, между ним и препо- добным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на кото- ром Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вру- чить папе Феодору письменное отре- чение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане. В 647 году преподобный Максим
вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный по поручению Константина, константи- нопольским патриархом Павлом ? «Типос» (Тйтгоч тт|<5 ттСспгесоч? «Образец веры»), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Марти- ну I (649?654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре |
|||
|
|||