13-й день
403
нин в ней: «Во время всеобщего
увлечения схоластикой, когда в са-
мой Семинарии, воспитавшей святи-
теля, преобладала над всем схоласти-
ческая ученость, когда между словом
и делом, между мыслью и действи-
тельностью не было ничего почти
общего, когда о многом и очень
хороню говорили, но очень мало или
же совсем ничего не делали, святи-
тель Задонский был человеком совер-
шенно чуждым указанных недостат-
ков и противоречий». Тимофей был
назначен преподавателем риторики
(1754?1758). Молодого учителя, от-
личавшегося необыкновенной сер-
дечностью, скромностью и благоче-
стивой жизнью, все очень любили и
уважали: и ученики, и семинарское
начальство, и Новгородские архи-
ереи.
Будущий святитель в тот период
своей жизни все более прилагал ум и
сердце Богу, изучая дивные пути Его
и стремясь к иночеству и богомыслию
(16, с. 14). Промысл Божий готовил в
нем доблестного подвижника и све-
тильника Церкви Русской и, охраняя
его от опасностей, явно указывал на
его высокое предназначение.
Святитель Тихон, по милости ^Бо-
жией, стяжал способность особого ду-
ховного зрения. Однажды в майскую
ночь Тимофей вышел из келлии и
увидел разверзшиеся небеса и див-
ный свет. Вскоре после бывшего ему
видения он окончательно решил
стать иноком.
16 апреля 1758 года Тимофей Со-
коловский был пострижен в монаше-
ство с именем Тихон. После пострига
он был вызван в Петербург, где
Новгородский архиепископ Димит-
рий (Сеченов) рукоположил Тихона
во иеродиакона, а летом того же
года ? во иеромонаха. В том же году
иеромонах Тихон стал преподавать
философию и был назначен префек-
том Семинарии, но недолго оставался
в этой должности. Епископ Тверской
Афанасий (Вольховский), хорошо
знавший дарования и благочестивую
жизнь отца Тихона, ходатайствовал о
его переводе в свою епархию. Указом
Святейшего Синода от 26 августа
1759 года иеромонах Тихон был пере-
веден в ведение Тверского архиепи-
скопа, который возвел его в сан
архимандрита и назначил настояте-
лем Желтикова монастыря. В том же
году архимандрит Тихон был назна-
чен ректором Тверской Семинарии и
настоятелем Отроча монастыря. Од-
новременно он состоял присутству-
ющим в Духовной консистории и
преподавателем богословия в Семи-
нарии. 13 мая 1761 года архиман-
дрит Тихон был хиротонисан во епис-
копа Кексгольмского и Ладожского,
викария Новгородской епархии, с
тем, чтобы, управляя Хутынским
монастырем, быть викарием архи-
епископа Новгородского. Так, на 37-м
году жизни, через семь лет по оконча-
нии семинарского курса и через три
года по принятии монашества, архи-
мандрит Тихон, по воле Божией, был
облечен саном архиерейским.
В Новгороде святитель находился
немногим более года. 3 февраля
1763 года, после кончины епископа
Воронежского и Елецкого Иоанникия
(Павлуцкого), он получил новое на-
значение?на Воронежскую кафед-
РУ-
Воронежская епархия, в состав
которой, помимо Воронежской губер-
нии, входили некоторые города Там-
бовской, Орловской и Курской губер-
ний, а также земля Войска Донского,
нуждалась тогда в преобразованиях.
Большим бедствием в жизни Воро-
нежского края был раскол. Широкие
степи Дона сделались с конца
ХУЛ века удобным и излюбленным
местом укрытия преследовавшихся
правительством старообрядцев и сек-
тантов. Нелегко было святителю Тихо-
ну бороться с нестроениями в церков-
ной жизни. Его добрым намерением
ставились препятствия как со сторо-
ны отдельных лиц, так и со стороны
светской власти и даже духовенства.
Но, невзирая на это, святитель
стремился преодолеть раскол. Святи-
тель Тихон, в первую очередь, забо-
тился о подготовке достойных пасты-
рей?через развитие и правильную
постановку школьного духовного об-
разования?и ввел строго уставное
богослужение и требоисполнение. Ду-
ховное образование имело решающее
значение в борьбе с расколом и
сектантством. Святитель обратил
особенное внимание на это. Поэто-
му-то его первой заботой была как
организация школ для бедных детей
духовенства, так и для самого духо-
венства. Святитель Тихон также ста-
рался ставить на духовные должно-