|
|||
13-й день
|
403
|
||
|
|||
нин в ней: «Во время всеобщего
увлечения схоластикой, когда в са- мой Семинарии, воспитавшей святи- теля, преобладала над всем схоласти- ческая ученость, когда между словом и делом, между мыслью и действи- тельностью не было ничего почти общего, когда о многом и очень хороню говорили, но очень мало или же совсем ничего не делали, святи- тель Задонский был человеком совер- шенно чуждым указанных недостат- ков и противоречий». Тимофей был назначен преподавателем риторики (1754?1758). Молодого учителя, от- личавшегося необыкновенной сер- дечностью, скромностью и благоче- стивой жизнью, все очень любили и уважали: и ученики, и семинарское начальство, и Новгородские архи- ереи. Будущий святитель в тот период
своей жизни все более прилагал ум и сердце Богу, изучая дивные пути Его и стремясь к иночеству и богомыслию (16, с. 14). Промысл Божий готовил в нем доблестного подвижника и све- тильника Церкви Русской и, охраняя его от опасностей, явно указывал на его высокое предназначение. Святитель Тихон, по милости ^Бо-
жией, стяжал способность особого ду- ховного зрения. Однажды в майскую ночь Тимофей вышел из келлии и увидел разверзшиеся небеса и див- ный свет. Вскоре после бывшего ему видения он окончательно решил стать иноком. 16 апреля 1758 года Тимофей Со-
коловский был пострижен в монаше- ство с именем Тихон. После пострига он был вызван в Петербург, где Новгородский архиепископ Димит- рий (Сеченов) рукоположил Тихона во иеродиакона, а летом того же года ? во иеромонаха. В том же году иеромонах Тихон стал преподавать философию и был назначен префек- том Семинарии, но недолго оставался в этой должности. Епископ Тверской Афанасий (Вольховский), хорошо знавший дарования и благочестивую жизнь отца Тихона, ходатайствовал о его переводе в свою епархию. Указом Святейшего Синода от 26 августа 1759 года иеромонах Тихон был пере- веден в ведение Тверского архиепи- скопа, который возвел его в сан архимандрита и назначил настояте- лем Желтикова монастыря. В том же |
году архимандрит Тихон был назна-
чен ректором Тверской Семинарии и настоятелем Отроча монастыря. Од- новременно он состоял присутству- ющим в Духовной консистории и преподавателем богословия в Семи- нарии. 13 мая 1761 года архиман- дрит Тихон был хиротонисан во епис- копа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с тем, чтобы, управляя Хутынским монастырем, быть викарием архи- епископа Новгородского. Так, на 37-м году жизни, через семь лет по оконча- нии семинарского курса и через три года по принятии монашества, архи- мандрит Тихон, по воле Божией, был облечен саном архиерейским. В Новгороде святитель находился
немногим более года. 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое на- значение?на Воронежскую кафед- РУ-
Воронежская епархия, в состав
которой, помимо Воронежской губер- нии, входили некоторые города Там- бовской, Орловской и Курской губер- ний, а также земля Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Большим бедствием в жизни Воро- нежского края был раскол. Широкие степи Дона сделались с конца ХУЛ века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сек- тантов. Нелегко было святителю Тихо- ну бороться с нестроениями в церков- ной жизни. Его добрым намерением ставились препятствия как со сторо- ны отдельных лиц, так и со стороны светской власти и даже духовенства. Но, невзирая на это, святитель стремился преодолеть раскол. Святи- тель Тихон, в первую очередь, забо- тился о подготовке достойных пасты- рей?через развитие и правильную постановку школьного духовного об- разования?и ввел строго уставное богослужение и требоисполнение. Ду- ховное образование имело решающее значение в борьбе с расколом и сектантством. Святитель обратил особенное внимание на это. Поэто- му-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духо- венства. Святитель Тихон также ста- рался ставить на духовные должно- |
||
|
|||