|
|||
404
|
Месяц август
|
||
|
|||
сти лиц достойных, внушал им пра-
вильное понятие об обязанностях сво- его звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустрой- стве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах. В Воронежском крае еще имели
место давние языческие обряды. Осо- бенно сильно возмущался дух святи- теля существованием «годового тор- жества» в честь языческого божества Ярилы, сумасбродством и пьянством во время «масленицы». В творениях его, появившихся в
Воронеже, читаем: «Души многих находятся в худом состоянии... рас- слаблены, разболелись, требуют вра- чества и целительного пластыря»; «Христианской веры и жития равно- го... и следов не видано!»; «Предерзо- сти, злодеяния, насилования, озлобле- ния и прочая беззакония от злых и пагубных людей все более и более умножаются»; «Многие, нынешнего наипаче века, люди то до болезни, то до старости, то до смерти отлагают покаяние... грех тяжкий, и точно прелесть диавольская... Знак есть крайнего о спасении нерадения и сна греховного». Святитель Тихон против этого
принимал самые решительные меры. Однажды он сам явился на праздник Ярилы. Видя перед собою святителя, одни «от стыда... разбежались с пло- щади игрища», другие «в угрызении совести» молча пали к ногам святите- ля, третьи «в горячности своего пока- яния... испрашивали прощения». Иг- рищные и торжищные палатки в присутствии святителя были разру- шены. После этого святитель Тихон произнес в храме проникновенное слово, во время которого народ пла- кал. Многие, увлеченные древностью языческого обычая, в смысл которого они не вдумывались, приходили к святителю и раскаивались в содеян- ном. Красноречивыми проповедями святитель Тихон также вернул в Православие не одну тысячу старооб- рядцев. «Влияние его на раскольни- ков было велико,? отмечает исто- рик.? Даже наиболее упорствовав- шие из них, не возвратившиеся в лоно Православия, несомнено, чтили его». Святитель Тихон был чрезвычай-
но деятелен, ни одной свободной минуты у него не проходило напрас- |
но, он все слишком близко принимал
к своему любвеобильному сердцу. Ни одной праздничной церковной служ- бы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою па- ству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и раз- личных видов хищения, безнрав- ственных увеселений, против роско- ши, скупости и недостатка любви к ближним. Святитель смело обличал во всей наготе и безобразии эти и им подобные пороки. В 1765 году святитель преобразо-
вал Воронежскую славяно-латинскую школу в Духовную Семинарию. Постоянные труды и заботы, от
которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений сильно расстроили здоровье святителя. Епископ Тихон сожалел, что не может с прежней неутомимостью трудиться на пользу Церкви Божией. 17 декабря ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Недолговременна была церковно-
общественная деятельность святите- ля Тихона на Воронежской кафед- ре?4 года я 7 месяцев, но и за такой сравнительно короткий срок он оста- вил благотворный след и в области духовного просвещения, и в церков- ном благоустройстве, и в миссионер- ском деле. После ухода за штат святитель Тихон более 15 лет пребы- вал на покое в монастырях Воронеж- ской епархии: до 1769 года?в Тол- шевском Спасо-Преображенском мо- < настыре, а затем ? в Задонском мо- настыре. В те годы святитель Тихон написал свои лучшие духовные про- изведения. Во время пребывания святителя
Тихона в Задонском монастыре его пастырские и аскетические доброде- тели достигли наиболее полного вы- ражения. Своей жизнью святитель учил
всех окружающих тому, как надо жить, чтобы спастись. Подвижниче- ская жизнь святителя Тихона, его неземная доброта утверждали людей в мысли о высоком достоинстве хри- стианской веры. Подвигами святителя Тихона на
покое были прежде всего молитва и милостыня. После молитвы любимым занятием его была беседа с каждым о |
||
|
|||