404
Месяц август
сти лиц достойных, внушал им пра-
вильное понятие об обязанностях сво-
его звания. Заботясь о пастырях,
святитель не забывал и о церковном
благолепии: о ремонте и благоустрой-
стве храмов, о церковной утвари,
священных сосудах и святых иконах.
В Воронежском крае еще имели
место давние языческие обряды. Осо-
бенно сильно возмущался дух святи-
теля существованием «годового тор-
жества» в честь языческого божества
Ярилы, сумасбродством и пьянством
во время «масленицы».
В творениях его, появившихся в
Воронеже, читаем: «Души многих
находятся в худом состоянии... рас-
слаблены, разболелись, требуют вра-
чества и целительного пластыря»;
«Христианской веры и жития равно-
го... и следов не видано!»; «Предерзо-
сти, злодеяния, насилования, озлобле-
ния и прочая беззакония от злых и
пагубных людей все более и более
умножаются»; «Многие, нынешнего
наипаче века, люди то до болезни, то
до старости, то до смерти отлагают
покаяние... грех тяжкий, и точно
прелесть диавольская... Знак есть
крайнего о спасении нерадения и сна
греховного».
Святитель Тихон против этого
принимал самые решительные меры.
Однажды он сам явился на праздник
Ярилы. Видя перед собою святителя,
одни «от стыда... разбежались с пло-
щади игрища», другие «в угрызении
совести» молча пали к ногам святите-
ля, третьи «в горячности своего пока-
яния... испрашивали прощения». Иг-
рищные и торжищные палатки в
присутствии святителя были разру-
шены. После этого святитель Тихон
произнес в храме проникновенное
слово, во время которого народ пла-
кал. Многие, увлеченные древностью
языческого обычая, в смысл которого
они не вдумывались, приходили к
святителю и раскаивались в содеян-
ном. Красноречивыми проповедями
святитель Тихон также вернул в
Православие не одну тысячу старооб-
рядцев. «Влияние его на раскольни-
ков было велико,? отмечает исто-
рик.? Даже наиболее упорствовав-
шие из них, не возвратившиеся в лоно
Православия, несомнено, чтили его».
Святитель Тихон был чрезвычай-
но деятелен, ни одной свободной
минуты у него не проходило напрас-
но, он все слишком близко принимал
к своему любвеобильному сердцу. Ни
одной праздничной церковной служ-
бы не пропускал святитель Тихон и
не оставлял без назидания свою па-
ству. В своих поучениях он особенно
ополчался против сребролюбия и раз-
личных видов хищения, безнрав-
ственных увеселений, против роско-
ши, скупости и недостатка любви к
ближним. Святитель смело обличал
во всей наготе и безобразии эти и им
подобные пороки.
В 1765 году святитель преобразо-
вал Воронежскую славяно-латинскую
школу в Духовную Семинарию.
Постоянные труды и заботы, от
которых святитель Тихон никогда не
имел отдыха, а также неприятности и
частые затруднения при исполнении
благих намерений сильно расстроили
здоровье святителя. Епископ Тихон
сожалел, что не может с прежней
неутомимостью трудиться на пользу
Церкви Божией. 17 декабря ему была
назначена пенсия и дозволено жить
там, где он пожелает.
Недолговременна была церковно-
общественная деятельность святите-
ля Тихона на Воронежской кафед-
ре?4 года я 7 месяцев, но и за такой
сравнительно короткий срок он оста-
вил благотворный след и в области
духовного просвещения, и в церков-
ном благоустройстве, и в миссионер-
ском деле. После ухода за штат
святитель Тихон более 15 лет пребы-
вал на покое в монастырях Воронеж-
ской епархии: до 1769 года?в Тол-
шевском Спасо-Преображенском мо- <
настыре, а затем ? в Задонском мо-
настыре. В те годы святитель Тихон
написал свои лучшие духовные про-
изведения.
Во время пребывания святителя
Тихона в Задонском монастыре его
пастырские и аскетические доброде-
тели достигли наиболее полного вы-
ражения.
Своей жизнью святитель учил
всех окружающих тому, как надо
жить, чтобы спастись. Подвижниче-
ская жизнь святителя Тихона, его
неземная доброта утверждали людей
в мысли о высоком достоинстве хри-
стианской веры.
Подвигами святителя Тихона на
покое были прежде всего молитва и
милостыня. После молитвы любимым
занятием его была беседа с каждым о