13-й день                                                                                                             417
болезней нас избавляя, и ймиже весть судьбами да
наставит нас на путь спасения, подаст прочее
время живота нашего в покаянии и благочестии
прейти и христианскую кончину, неболезненну,
непостыдну, мирну, и Небеснаго Царствия насле-
дие получити со всеми святыми во веки веков.
Аминь.
Обретение нощей блаженного
Максима, Христа ради юродиво-
го,
Московского чудотворца. Бла-
женный Максим преставился 11 но-
ября 1433 года и был погребен
у
храма во имя святых страстотерпцев
Бориса и Глеба на Варваринской
улице в Москве. Господу было угодно
прославить чудесами Своего угодни-
ка: у гроба святого стали совершаться
исцеления. 13 августа 1547 года бы-
ли обретены нетленные мощи бла-
женного Максима и тогда же ему
было установлено церковное праздно-
вание. В окружной грамоте Митропо-
лита Московского Макария сказано:
«Пети и праздновати на Москве,
августа в 13 день, новому чудотворцу
Максиму, Христа ради юродивому».
Но святые мощи блаженного Макси-
ма оставались под спудом. Благого-
вейные чтители памяти святого по-
строили над его могилой придел в
честь преподобного Максима Испо-
ведника.
В 1698 году, по усердию
московских жителей Максима Верхо-
витина и Максима Шаровникова,
старый Борисоглебский храм был
разобран. При этом отвалившийся от
стены камень открыл великое сокро-
вище? целебные мощи святого бла-
женного Максима. Они были с честью
перенесены в один из Московских
соборов, где и находились во все
время постройки нового храма. По
окончании строительства он был ос-
вящен во имя блаженного Максима
Московского с приделом в честь пре-
подобного Максима Исповедника.
Около сорока лет хранились мощи
блаженного в этом храме. 1737 году
произошел сильный пожар, во время
которого сгорел храм во имя блажен-
ного Максима Московского. Уцелев-
шие части мощей блаженного Макси-
ма были благоговейно собраны и
переданы в Максимовский храм в
1768 году. Священнику этого храма
Никите Иванову было поручено изго-
товить кипарисовый ковчег, укра-
шенный серебром, что и было им
исполнено в 1770 году.
В «Повести» о перенесении мощей
блаженного Максима сказано: «О свя-
том же житии его и чудесех глаголют
мнози, еже была не малая книга
написанная, но не вем, како из
церкви изгибе или кто у прежде
бывших священников взял ради спи-
сания».
В Иконописном подлиннике о бла-
женном Максиме Московском гово-
рится: «Подобием сед, брада и власы
аки Петра апостола, главою плешив,
наг, препоясан ширинкою, руки мо-
лебны. Преставися в лето 6942».
В «Уставе церковных обрядов,
совершавшихся в Московском Успен-