|
|||
1-й день
|
49
|
||
|
|||
ственный молебен, видел такое же
знамение?лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник 1 августа стал совершаться не только в Русской, но и в Констан- тинопольской Церкви. В благодарность Господу и Его
Пречистой Матери за дарование по- беды святой князь Андрей Боголюб- ский построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нер- ли (1165). Истоки празднества в честь Все-
милостивого Спаса гораздо глубже, чем воспоминание о военной победе. Это прежде всего праздник веры в безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости необы- чайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и напа- стей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила превос- ходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и под- вигов благочестия. Заповедь о мило- сердии старались сделать законом жизни. Известно, что святой равно- апостольный князь Владимир (+1015, память 15 июля) благотворил нищим и обездоленным, легко прощал при- чинявшиеся ему обиды и был готов миловать даже закоренелых преступ- ников. Святой князь Андрей Воголюб- ский этой добродетелью, по замеча- нию летописцев, особенно напоминал своего великого предка. Почитание Всемилостивого Спаса
нашло отображение и в отечествен- ной иконографии. Особенностью рус- ской национальной школы иконо- писи стало изображение Христа Спа- сителя не столько как нелицеприятно- го Судии, строгого и аскетически- сурового, сколько как Доброго Пасты- ря, благостного, кроткого, смиренного, исполненного беспредельной любви и милосердия к людям. Таковы древ- нейшие образы Нерукотворного Спа- са Московского Успенского Собора (XII в.), «Спас Златые власы» (Ярос- лавль, XIII в.), Нерукотворенный об- раз Воскресенского собора г. Тутаева кисти преподобного Дионисия Глу- шицкого (XV в.). В этих ликах Спаси- теля Божественное величие, премуд- рость и совершенное ведение сочета- |
ются с выражением тихой скорби,
сострадания и жалости к грешному и беспомощному в удалении от Бога человечеству. Вершина иконописного мастерства в изображении Всемило- стивого Спаса?произведения Мос- ковской школы XV века. Кисти пре- подобного Андрея Рублева принадле- жит образ Христа из Деису сного чина Рождественского собора Звенигорода (XV в.) ? кроткий, любящий Спаси- тель проникает Своим Божествен- ным взором в нестрадавшую челове- ческую душу. С таким же открытым, проникновенным выражением обра- щен к зрителю лик Христа Спасителя в куполе собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, написанный известным русским ико- нописцем Дионисием (XV в.) Особенным почитанием в России
отличалась икона Спасителя на вос- точной стороне Спасских (бывших Флоровских) ворот в Московском Кремле. На этой иконе изображены припадающими к стопам Спасителя преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, а также паря- щие и придерживающие крест и образ ангелы. На западной стене Спасских ворот была изображена Бо- жия Матерь с Богомладенцем и Неру- котворенным ликом Спасителя над главою Богоматери, Которой предсто- ят святители Московские Петр и Алексий. Эти изображения связаны с чудесным сохранением града Москвы при нашествии хана Мах- мет-Гирея в 1521 году. Образ Всеми- лостивого Спаса был написан над главными воротами в Кремле соглас- но древнему благочестивому обычаю на Руси осенять проезжие ворота святыми иконами. Подобные иконы Всемилостивого Спаса находились над въездными Кремлевскими воро- тами в Смоленске, Новгороде и дру- гих древнерусских городах. Ангелы, окружающие Спасителя, охраняют вход и исход через ворота города, это ангелам и читается особая молитва при закладке города. Благочестивый царь Алексий Михайлович (1645? 1676) повелел, чтобы через Спасские ворота никто не проходил в головном уборе?это повеление обратилось в народный обычай, освященный многолетней традицией. За точным соблюдением этого обычая сначала наблюдали стрельцы, затем часовые, |
||
|
|||