|
|||
100
|
Месяц август
|
||
|
|||
Но каковы бы ни были обстоятельства
появления новой иконы, она сразу же приобрела значение символа новго- родской кафедры и стала традицион- ным даром новгородских архипасты- рей. «На новгородской иконе изображе-
на на первом плане человекообраз- ная фигура юношеского возраста, подобная ангелу, с длинными, разде- ленными надвое волосами и с боль- шими крыльями, одетая в царский хитон или саккос, с омофором и бармами поверх саккоса; на голове венец с городами; в правой руке ? длинный жезл, в левой?свиток. Она восседает на византийской подушке золотого престола. По сторонам фигу- ры предстоят в наклонном положе- нии: справа ? Святая Дева с Пред- вечным Младенцем на круглом дис- ке, держимом у груди обеими руками, а слева?Иоанн Предтеча во влася- нице и хламиде. Над головой цен- тральной фигуры в малом круге поясной образ Спасителя, а выше образа, во всю ширину иконы, радуга, украшенная рядом звезд, посреди же ее ? престол с книгой». Судя по опи- санию, русские иконописцы, сохра- нившие в неприкосновенности лишь центр византийской иконы, отнюдь не были творчески незрелыми копии- стами греческого извода. Созданная новгородцами икона?явление само- бытное, имеющее «черты самосто- ятельного русского творчества и рели- гиозного миросозерцания», более глу- бокое и содержательное, нежели ви- зантийский образец. Замена в рус- ской иконе образов двух Архангелов изображениями Богоматери и Иоан- на Предтечи установила смысловую связь между композициями новгород- ской Софии и широко распространен- ной в православном искусстве иконы «Деисуса» (у старообрядцев новгород- ская икона так и называется? «Предста Царица одесную Тебе»), что обогатило и усложнило богословское содержание иконы образами Боже- ственного Домостроительства и тай- ны Воплощения. Еще более самобытен другой эле-
мент новгородской композиции Со- фии? радуга. Символика образа ра- дуги восходит к ветхозаветной тради- ции, где она служит знамением заве- та Бога с миром (Быт. 9, 13), Славы Божества (Иез. 1, 27, 28) и святости. |
В славянских представлениях радуга
издавна олицетворяла подвластные Ангелам небесные хранилища воды и «Божий престол», который на иконе воссоздан и в виде радуги, и в виде собственно престола с лежащим на нем Евангелием. Однако, что особен- но важно, образ радуги связывает в единую цепь идею ветхозаветного и новозаветного Домостроительства с эсхатологическими чаяниями Церкви, переданными в «Открове-
нии» Иоанна Богослова словами: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облаченного обла- ком: над головой его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; в руке у него была книжка раскрытая» (Откр. 10, 1, 2). Образы Богоматери, Иоанна
Предтечи, Ангелов, радуги на иконе выступают в качестве дополнения преобладающей в композиции хри- стологической темы. Христианское учение о Втором Лице Троицы пере- дается в иконе сразу на четырех смысловых уровнях: как Бога- Слова? в образе лежащего на пре- столе Евангелия, как воплощенного Второго Лица Троицы?в образе Младенца на лоне Богоматери, как Творца и Домостроителя?в образе Ангела Великого Совета, как Спаси- теля?в облике Иисуса Христа в период евангельского служения. Дальнейшее развитие христологи-
ческой темы в русской иконографии Софии можно проследить на новго- родской иконе, называемой «Кре- стная». Композиция ее существенно отличается от композиции храмовой иконы. В центре иконы изображен Спаситель на Кресте?в момент за- вершения Его искупительного служе- ния на земле. Изображено и Домо- строительство, но не в глаголах про- роков и не в тайне Воплощения, как на предыдущей иконе, а в дарах Святого Духа, деяниях Соборов и таинствах Церкви. Прямым продолжением начатой в
иконе «Крестная» темы соборности и Евхаристии в деле церковного Домо- строительства Премудрости служит третий тип новгородских икон Со- фии, представленный иконой из собо- ра Малого Кириллова монастыря близ Новгорода. Соборность на ней передана не аллегорически в виде столпов, а реалистическим изображе- |
||
|
|||