100
Месяц август
Но каковы бы ни были обстоятельства
появления новой иконы, она сразу же
приобрела значение символа новго-
родской кафедры и стала традицион-
ным даром новгородских архипасты-
рей.
«На новгородской иконе изображе-
на на первом плане человекообраз-
ная фигура юношеского возраста,
подобная ангелу, с длинными, разде-
ленными надвое волосами и с боль-
шими крыльями, одетая в царский
хитон или саккос, с омофором и
бармами поверх саккоса; на голове
венец с городами; в правой руке ?
длинный жезл, в левой?свиток. Она
восседает на византийской подушке
золотого престола. По сторонам фигу-
ры предстоят в наклонном положе-
нии: справа ? Святая Дева с Пред-
вечным Младенцем на круглом дис-
ке, держимом у груди обеими руками,
а слева?Иоанн Предтеча во влася-
нице и хламиде. Над головой цен-
тральной фигуры в малом круге
поясной образ Спасителя, а выше
образа, во всю ширину иконы, радуга,
украшенная рядом звезд, посреди же
ее ? престол с книгой». Судя по опи-
санию, русские иконописцы, сохра-
нившие в неприкосновенности лишь
центр византийской иконы, отнюдь
не были творчески незрелыми копии-
стами греческого извода. Созданная
новгородцами икона?явление само-
бытное, имеющее «черты самосто-
ятельного русского творчества и рели-
гиозного миросозерцания», более глу-
бокое и содержательное, нежели ви-
зантийский образец. Замена в рус-
ской иконе образов двух Архангелов
изображениями Богоматери и Иоан-
на Предтечи установила смысловую
связь между композициями новгород-
ской Софии и широко распространен-
ной в православном искусстве иконы
«Деисуса» (у старообрядцев новгород-
ская икона так и называется?
«Предста Царица одесную Тебе»), что
обогатило и усложнило богословское
содержание иконы образами Боже-
ственного Домостроительства и тай-
ны Воплощения.
Еще более самобытен другой эле-
мент новгородской композиции Со-
фии? радуга. Символика образа ра-
дуги восходит к ветхозаветной тради-
ции, где она служит знамением заве-
та Бога с миром (Быт. 9, 13), Славы
Божества (Иез. 1, 27, 28) и святости.
В славянских представлениях радуга
издавна олицетворяла подвластные
Ангелам небесные хранилища воды и
«Божий престол», который на иконе
воссоздан и в виде радуги, и в виде
собственно престола с лежащим на
нем Евангелием. Однако, что особен-
но важно, образ радуги связывает в
единую цепь идею ветхозаветного и
новозаветного Домостроительства с
эсхатологическими              чаяниями
Церкви, переданными в «Открове-
нии» Иоанна Богослова словами: «И
видел я другого Ангела сильного,
сходящего с неба, облаченного обла-
ком: над головой его была радуга, и
лице его как солнце, и ноги его как
столпы огненные; в руке у него была
книжка раскрытая» (Откр. 10, 1, 2).
Образы Богоматери, Иоанна
Предтечи, Ангелов, радуги на иконе
выступают в качестве дополнения
преобладающей в композиции хри-
стологической темы. Христианское
учение о Втором Лице Троицы пере-
дается в иконе сразу на четырех
смысловых уровнях: как Бога-
Слова? в образе лежащего на пре-
столе Евангелия, как воплощенного
Второго Лица Троицы?в образе
Младенца на лоне Богоматери, как
Творца и Домостроителя?в образе
Ангела Великого Совета, как Спаси-
теля?в облике Иисуса Христа в
период евангельского служения.
Дальнейшее развитие христологи-
ческой темы в русской иконографии
Софии можно проследить на новго-
родской иконе, называемой «Кре-
стная». Композиция ее существенно
отличается от композиции храмовой
иконы. В центре иконы изображен
Спаситель на Кресте?в момент за-
вершения Его искупительного служе-
ния на земле. Изображено и Домо-
строительство, но не в глаголах про-
роков и не в тайне Воплощения, как
на предыдущей иконе, а в дарах
Святого Духа, деяниях Соборов и
таинствах Церкви.
Прямым продолжением начатой в
иконе «Крестная» темы соборности и
Евхаристии в деле церковного Домо-
строительства Премудрости служит
третий тип новгородских икон Со-
фии, представленный иконой из собо-
ра Малого Кириллова монастыря
близ Новгорода. Соборность на ней
передана не аллегорически в виде
столпов, а реалистическим изображе-