|
|||
102
|
Месяц август
|
||
|
|||
нием соборных заседаний, тогда как
таинство Причащения воссоздано че- рез образы Спасителя, сидящего с чашей в руке, и приготавливающих трапезу слуг. В целом композиция знаменует церковное осмысление слов Писания «Премудрость постро- ила себе дом, вытесала себе семь столбов его, заколола жертву, раство- рила вино свое и приготовила у себя трапезу» (Притч. 9, 1, 2). Как следует из всех трех вариан-
тов иконографии новгородской ико- ны, иконописцы от образа Иисуса Христа Премудрости Божией посте- пенно переходили к наиболее полно- му раскрытию идеи Его Домостро- ительства. Это ярко проявилось в более поздних двух киевских иконах Софии, где изображения Спасителя уступают место образам Церкви и Богоматери в окружении ангельского и пророческого чинов. Обозрение иконографии Софии
Премудрости Божией позволяет сде- лать вывод, что в христианском ис- кусстве существует большая группа различных по выражению и содержа- нию икон, носящих общее имя «Со- фия». Церковная археология издавна пыталась систематизировать эти сложные образы. Однако деление ею икон на византийские, новгородские и киевские приводило к смешению там, где требовалось разделение, и к разделению, где требовалось един- ство. Сами же иконописцы были гораздо точнее и глубже в понимании смыслового строя икон и подразделя- ли их исходя не из территориального признака, а из содержания. Они различали иконы Софии Премудро- сти двух групп. В первой господство- вала христологическая тема и вся композиция служила как бы иллю- страцией слов Послания апостола Павла о Премудрости (1 Кор. 1, 24). К этой большой группе относятся обе византийские иконы и первая новго- родская. Во второй же группе преоб- ладала тема Божественного Домо- строительства и композиция стро- илась, опираясь на текст из книги Притч о Премудрости, создавшей себе дом (Притч. 9, 1, 2). К этой группе можно отнести обе киевские иконы, вторую и третью новгород- ские. Софийные иконы обеих, несме- шиваемых в сознании иконописцев, групп имели и соответствующую со- |
держанию надпись: первые? «София
Премудрость Божия», вторые? «Премудрость созда себе дом». Список типов христианской ико-
нографии Софии Премудрости Бо- жией был бы не полон, если бы в числе их, как вероятных, не были упомянуты изображения, входящие в убранство константинопольского и киевского храмов Софии. Они не имеют соответствующих теме надпи- сей, но,по мнению некоторых церков- ных археологов, тесно сопряжены с темой своим содержанием. Прежде всего это касается изображения Бого- матери с Архангелом в мозаике алта- ря и Спасителя с Богоматерью, Ар- хангелом и императором Львом Муд- рым в нартексе константинопольской Софии, а также мозаичных образов Богоматери и Евхаристии апостолов в алтаре киевской Софии. Действи- тельно, поскольку изображения Спа- сителя, Богоматери, Евхаристии и Небесных Сил традиционно включа- ют в систему образов софийных икон, то было бы естественным и их отдель- ные изображения считать самосто- ятельными типами иконографии Со- фии. Однако допуская такую возмож- ность, следует помнить, что характер- ной чертой иконографии Софии Пре- мудрости, особенно в ее русских об- разцах, является широкий образный охват этапов и слоев религиозного бытия, ветхозаветного и новозаветно- го, эсхатологического, догматическо- го, сакраментального, нравственного. Вся история и жизнь христианства предстают на иконах Софии как нераздельное целое, символизиру- ющее тайну Божественной Премуд- рости и Ее Домостроительства. И именно такое всестороннее освеще- ние темы, вероятно, являлось услови- ем наречения иконы «Премудрость». Вместе с вопросом о возможном
софийном значении различных ико- нографических изводов предметом данного внимания богословов, цер- ковных археологов, историков, гим- нографов был вопрос о возможности приложения имени Премудрости к другим высшим явлениям тварного Бытия: Богоматери, Церкви, челове- ческой душе или к некоторым святым. В русской гимнографии известен
случай одновременного приложения имени Премудрости ко Второму Лицу |
||
|
|||