102
Месяц август
нием соборных заседаний, тогда как
таинство Причащения воссоздано че-
рез образы Спасителя, сидящего с
чашей в руке, и приготавливающих
трапезу слуг. В целом композиция
знаменует церковное осмысление
слов Писания «Премудрость постро-
ила себе дом, вытесала себе семь
столбов его, заколола жертву, раство-
рила вино свое и приготовила у себя
трапезу» (Притч. 9, 1, 2).
Как следует из всех трех вариан-
тов иконографии новгородской ико-
ны, иконописцы от образа Иисуса
Христа Премудрости Божией посте-
пенно переходили к наиболее полно-
му раскрытию идеи Его Домостро-
ительства. Это ярко проявилось в
более поздних двух киевских иконах
Софии, где изображения Спасителя
уступают место образам Церкви и
Богоматери в окружении ангельского
и пророческого чинов.
Обозрение иконографии Софии
Премудрости Божией позволяет сде-
лать вывод, что в христианском ис-
кусстве существует большая группа
различных по выражению и содержа-
нию икон, носящих общее имя «Со-
фия». Церковная археология издавна
пыталась систематизировать эти
сложные образы. Однако деление ею
икон на византийские, новгородские
и киевские приводило к смешению
там, где требовалось разделение, и к
разделению, где требовалось един-
ство. Сами же иконописцы были
гораздо точнее и глубже в понимании
смыслового строя икон и подразделя-
ли их исходя не из территориального
признака, а из содержания. Они
различали иконы Софии Премудро-
сти двух групп. В первой господство-
вала христологическая тема и вся
композиция служила как бы иллю-
страцией слов Послания апостола
Павла о Премудрости (1 Кор. 1, 24).
К этой большой группе относятся обе
византийские иконы и первая новго-
родская. Во второй же группе преоб-
ладала тема Божественного Домо-
строительства и композиция стро-
илась, опираясь на текст из книги
Притч о Премудрости, создавшей
себе дом (Притч. 9, 1, 2). К этой
группе можно отнести обе киевские
иконы, вторую и третью новгород-
ские. Софийные иконы обеих, несме-
шиваемых в сознании иконописцев,
групп имели и соответствующую со-
держанию надпись: первые? «София
Премудрость Божия», вторые?
«Премудрость созда себе дом».
Список типов христианской ико-
нографии Софии Премудрости Бо-
жией был бы не полон, если бы в
числе их, как вероятных, не были
упомянуты изображения, входящие в
убранство константинопольского и
киевского храмов Софии. Они не
имеют соответствующих теме надпи-
сей, но,по мнению некоторых церков-
ных археологов, тесно сопряжены с
темой своим содержанием. Прежде
всего это касается изображения Бого-
матери с Архангелом в мозаике алта-
ря и Спасителя с Богоматерью, Ар-
хангелом и императором Львом Муд-
рым в нартексе константинопольской
Софии, а также мозаичных образов
Богоматери и Евхаристии апостолов
в алтаре киевской Софии. Действи-
тельно, поскольку изображения Спа-
сителя, Богоматери, Евхаристии и
Небесных Сил традиционно включа-
ют в систему образов софийных икон,
то было бы естественным и их отдель-
ные изображения считать самосто-
ятельными типами иконографии Со-
фии. Однако допуская такую возмож-
ность, следует помнить, что характер-
ной чертой иконографии Софии Пре-
мудрости, особенно в ее русских об-
разцах, является широкий образный
охват этапов и слоев религиозного
бытия, ветхозаветного и новозаветно-
го, эсхатологического, догматическо-
го, сакраментального, нравственного.
Вся история и жизнь христианства
предстают на иконах Софии как
нераздельное целое, символизиру-
ющее тайну Божественной Премуд-
рости и Ее Домостроительства. И
именно такое всестороннее освеще-
ние темы, вероятно, являлось услови-
ем наречения иконы «Премудрость».
Вместе с вопросом о возможном
софийном значении различных ико-
нографических изводов предметом
данного внимания богословов, цер-
ковных археологов, историков, гим-
нографов был вопрос о возможности
приложения имени Премудрости к
другим высшим явлениям тварного
Бытия: Богоматери, Церкви, челове-
ческой душе или к некоторым
святым.
В русской гимнографии известен
случай одновременного приложения
имени Премудрости ко Второму Лицу