|
|||
16-й день
|
143
|
||
|
|||
жителей Едессы. Написав на Неру-
котворном Образе слова «Христе Бо- же, всякий, уповая на Тебя, не посты- дится», Авгарь украсил его и устано- вил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благоче- стивый обычай поклоняться Нерукот- ворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому еписко- пу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиня- ной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святы- не. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и поло- жение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвя- тая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей ни- шу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклоне- нию Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Кон- стантин Багрянородный (912?959) пожелал перенести Образ в тогдаш- нюю столицу Православия и выкупил его у эмира ? правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесе- ны духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был по- ставлен в Фаросской церкви Пресвя- той Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа суще- ствует несколько преданий. По одно- му? его похитили крестоносцы во время их владычества в Константи- нополе (1204?1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преда- ниям, Нерукотворный Образ был пе- |
редан около 1362 года в Геную, где
хранится в монастыре в честь апосто- ла Варфоломея. Известно, что Неру- котворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатав- шись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Об- разе основывается на существовании нескольких точных отпечатков. Во времена иконоборческой ереси
защитники иконопочитания, проли- вая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопо- читания папа Григорий П (715?731) прислал письмо к восточному импе- ратору, в котором указывал на исце- ление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотвор- ный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе ве- рующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Неру- котворному Образу Спасителя. По Прологам известны 4 Нерукот-
ворных Образа Спасителя: 1) в Едес- се, царя Авгаря?16 августа; 2) Ка- мулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобно-
го Никодима Святогорца (1"1809; па- мять 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией?9 августа; 3) при императоре Тиверии (578? 582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии?
16 августа. Празднество в честь перенесения
Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выра- зилось и в иконописании: икона Не- рукотворного Образа?одна из наибо- лее распространенных. |
||
|
|||