16-й день
143
жителей Едессы. Написав на Неру-
котворном Образе слова «Христе Бо-
же, всякий, уповая на Тебя, не посты-
дится», Авгарь украсил его и устано-
вил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благоче-
стивый обычай поклоняться Нерукот-
ворному Образу, когда проходили
через ворота. Но один из правнуков
Авгаря, правивший Едессой, впал в
идолопоклонство. Он решил снять
Образ с городской стены. Господь
повелел в видении Едесскому еписко-
пу скрыть Его изображение. Епископ,
придя ночью со своим клиром, зажег
перед ним лампаду и заложил глиня-
ной доской и кирпичами. Прошло
много лет, и жители забыли о святы-
не. Но вот, когда в 545 г. персидский
царь Хозрой I осадил Едессу и поло-
жение города казалось безнадежным,
епископу Евлавию явилась Пресвя-
тая Богородица и повелела достать из
замурованной ниши Образ, который
спасет город от неприятеля. Разобрав
нишу, епископ обрел Нерукотворный
Образ: перед ним горела лампада, а
на глиняной доске, закрывавшей ни-
шу, было подобное же изображение.
После совершения крестного хода с
Нерукотворным Образом по стенам
города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы,
но они не препятствовали поклоне-
нию Нерукотворному Образу, слава о
котором распространилась по всему
Востоку. В 944 году император Кон-
стантин Багрянородный (912?959)
пожелал перенести Образ в тогдаш-
нюю столицу Православия и выкупил
его у эмира ? правителя города. С
великими почестями Нерукотворный
Образ Спасителя и то письмо, которое
Он написал Авгарю, были перенесе-
ны духовенством в Константинополь.
16 августа Образ Спасителя был по-
ставлен в Фаросской церкви Пресвя-
той Богородицы. О последующей
судьбе Нерукотворного Образа суще-
ствует несколько преданий. По одно-
му? его похитили крестоносцы во
время их владычества в Константи-
нополе (1204?1261), но корабль, на
который была взята святыня, потонул
в Мраморном море. По другим преда-
ниям, Нерукотворный Образ был пе-
редан около 1362 года в Геную, где
хранится в монастыре в честь апосто-
ла Варфоломея. Известно, что Неру-
котворный Образ неоднократно давал
с себя точные отпечатки. Один из
них, т. н. «на керамии», отпечатался,
когда Анания прятал образ у стены
по пути в Едессу; другой, отпечатав-
шись на плаще, попал в Грузию.
Возможно, что разность преданий о
первоначальном Нерукотворном Об-
разе основывается на существовании
нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси
защитники иконопочитания, проли-
вая кровь за святые иконы, пели
тропарь Нерукотворному Образу. В
доказательство истинности иконопо-
читания папа Григорий П (715?731)
прислал письмо к восточному импе-
ратору, в котором указывал на исце-
ление царя Авгаря и пребывание
Нерукотворного Образа в Едессе как
на общеизвестный факт. Нерукотвор-
ный Образ помещался на знаменах
русских войск, ограждая их от врагов.
В Русской Православной Церкви есть
благочестивый обычай при входе ве-
рующего в храм читать вместе с
другими молитвами тропарь Неру-
котворному Образу Спасителя.
По Прологам известны 4 Нерукот-
ворных Образа Спасителя: 1) в Едес-
се, царя Авгаря?16 августа; 2) Ка-
мулианский; обретение его описал
святитель Григорий Нисский (память
10  января); по сказанию преподобно-
го Никодима Святогорца (1"1809; па-
мять 1 июля), Камулианский образ
явился в 392 году, но он имел в виду
образ Матери Божией?9 августа;
3) при императоре Тиверии (578?
582), от которого получила исцеление
святая Мария синклитикия (память
11  августа); 4) на керамии?
16 августа.
Празднество в честь перенесения
Нерукотворного Образа, совершаемое
в попразднство Успения, называют
третьим Спасом, «Спасом на холсте».
Особое почитание этого праздника в
Русской Православной Церкви выра-
зилось и в иконописании: икона Не-
рукотворного Образа?одна из наибо-
лее распространенных.