16
Месяц август
Святой пророк Михей Второй
ветхозаветный был шестым из 12
малых пророков и происходил из
колена Иудина. Имя Михей в перево-
де с еврейского означает «кто, как
Бог?»? выражение прев осходства
Бога в высшей степени над миром
твариым. В отличие от пророка Ми-
хея Первого, пророчествовавшего в
дни святого пророка Илии и при
царях Иоасафате иудейском и Ахаве
израильском за 130 лет до него,
пророк Михей возвещал волю Божию
при царях иудейских Иоанафане,
Ахазе и праведном Езекии (740?
695 гг. до Рождества Христова), был
современником пророков Осии, Амо-
са, Исайи и назывался Морасфитяни-
ном. Это наименование было получе-
но им по месту его родины ? города
Морасфи, который упоминается в
Библии как Морешеф-Геф (Мих. 1,
14) и находился к югу от Иерусалима
близ города Блевферополя. Хотя Ми-
хей был пророком иудейского цар-
ства, но многие его пророчества отно-
сятся к царству израильскому. Он
смотрел на оба эти царства как на
единое потомство патриарха Иакова
и не был равнодушен к их судьбам.
Пророчества, содержащиеся в книге
Михея, были произносимы святым
пророком в разное время, но, глав-
ным образом, при царе Езекии.
Обличая единоплеменников в их
пороках, в принятии нечестивых язы-
ческих обычаев, в идолопоклонстве и
забвении ими истинного Бога, пророк
Михей грозил им судом Божиим и
будущими бедствиями. Язык его об-
личений и пророчеств отличается
простотой, прямотой и образностью
выражений, он выражает глубокую
скорбь о «жестоковыйности» израиль-
ского народа и его бедствиях в
будущем.
Книга пророка Михея начинается
возвещением о разрушении Самарии
за ее идолопоклонство. Затем пророк
обращается с такой же угрозой и к
Иерусалиму за нечестие иудеев, а
также преступления вельмож, князей
и судей. «Горе замышляющим безза-
коние и на ложах своих придумыва-
ющим злодеяния, которые соверша-
ются утром на рассвете, потому что
есть в руке их сила» (Мих. 2, 1).
Пророк Михей обличает лжепроро-
ков, вводящих народ в заблуждение и
из корыстных целей льстящих ему.
Он произносит над нечестивыми
грозный Божий суд: «Посему за вас
Сион распахан будет, как поле, и
Иерусалим будет грудой развалин, и
гора дома сего будет лесистым хол-
мом» (Мих. 3, 12).
Самария и Израиль еще при жиз-
ни пророка Михея закончили свое
существование при нашествии царя
ассирийского Сеннахерима, жители
их уведены были в плен в 722 году до
Рождества Христова, земля их была
опустошена,и города превратились в
груды развалин. Пророк Михей уте-
шает жителей Иерусалима, чтобы
они не впали в отчаяние от предсто-
ящей подобной участи пророчество-
ванием о возвышении священной
горы Сионской и грядущем мире. «И
будет в последние дни: гора дома
Господня поставлена будет во главу и
возвысится над холмами и потекут к
ней народы» (Мих. 4, 1). Здесь по
мнению многих святых отцов, кроме
исторического пророчества о возвра-
щении иудеев из вавилонского плена
предсказывается распространение
Евангельской проповеди среди евре-
ев и язычников. «И пойдут многие
народы, и скажут: приидите, и взой-
дем на гору Господню и в дом Бога
Иаковлева... ибо от Сиона выйдет
закон и слово Господне?из Иеруса-
лима» (Мих. 4, 2). Пророку Михею
принадлежит радостное предвещение
о рождении Мессии?Иисуса Христа,
Сына Божия, для прославления име-
ни Вожия и во исполнение всех
обетовании Его: «И ты Вифлеем-
Ефрафа, мал ли ты между тысячами
Иудиными? Из тебя произойдет Мне
Тот, Который должен быть Владыкою
в Израиле и Которого происхождение
из начала, от дней вечных» (Мих. 5,
2). Пророк назидает свой народ, при-
зывая его к следованию путем добро-
детели: «О человек! сказано тебе,
что ? добро и чего требует от тебя
Господь: действовать справедливо,
любить дела милосердия и смиренно-
му дренно ходить пред Богом твоим»
(Мих. 6, 8). Возглашая неизреченную
любовь и милосердие к впадающим в
грех и немощным людям, пророк
Михей как бы указывает на сущность
своего имени: «Кто Бог, как Ты,
прощающий беззаконие и не вменя-
ющий преступления остатку насле-
дия Своего» (Мих. 7, 18).
Святой пророк Михей совершал