18-й день
265
ни разнеслась по всей округе, и к от-
шельнику стали приходить стражду-
щие. Видя страдания людей, препо-
добный стал молиться о болящих,
которые по милости Божией исце-
лялись. Через некоторое время, же-
лая безмолвствовать, преподобный
Иоанн переселился в просторную пе-
щеру на высокой скале. Здесь подви-
зался он более семи лет, претерпев
много искушений от бесов. Подвиж-
ник носил длинную кожаную одежду,
которая со временем превратилась в
лохмотья, питался травами. Но и это
место подвигов преподобного Иоанна
было открыто.
Известие о нем достигло царского
двора. Царь Петр отправил девять
человек разыскать святого, чтобы
взять у него благословение. С боль-
шим трудом посланцы царя нашли
святого. Провидя, что путники пять
дней ничего не ели, преподобный
Иоанн предложил им небольшой
хлеб, которым все они чудесным
образом насытились, да еще полови-
на хлеба осталась. Вернувшись, они
рассказали о чуде царю, который сам
пожелал увидеть святого. Но на пути
встретились непроходимые места, и
царь отправил послов с просьбой
прийти к нему. В дар святому он
послал золото и плоды. Смиренный
отшельник отказался выходить из
уединения и не принял золота. Царю
он написал послание с поучением.
Через некоторое время поблизости
от преподобного Иоанна стали се-
литься братия, искавшие уединения.
Тогда преподобный основал у подно-
жия скалы, недалеко от реки Рыло,
монастырь. Сначала иноки жили в
хижинах, затем на месте подвигов
преподобного Иоанна возвели храм и
соорудили келлии. Монастырь был
общежительным; по преданию, вна-
чале в нем подвизались шестьдесят
шесть иноков.
Много лет преподобный Иоанн
был игуменом основанной им обите-
ли, наставляя братии примером свя-
той жизни и душеполезными назида-
ниями. Достигнув преклонного возра-
ста, преподобный Иоанн оставил сво-
им ученикам «Завет», в котором
преподал правила иноческой жизни и
духовные наставления. «Завет» пре-
подобного Иоанна свидетельствует о
высокой культуре и глубокой богос-
ловской мудрости автора. Преподоб-
ный Иоанн рекомендует в «Завете»
читать «больше отеческих книг». При
этом сам он цитирует «Паранесис»
святого Ефрема Сирина (IV в.), наи-
более ранний староболгарский пере-
вод которого (два глаголических ли-
ста) был найден в Рыльском монасты-
ре в 1845 году. Это обстоятельство,
очевидно, указывает на тот факт, что
именно в Рыльской обители был
сделан первый перевод «Паранесиса»
и, возможно, самим преподобным
Иоанном Рыльским. То, что он в
совершенстве знал греческий язык и
читал святых отцов в подлиннике, не
вызывает сомнения: в его «Завете»,
например, использованы творения
преподобного Феодора Студита
(759?826), которые в то время еще
не были переведены на староболгар-
ский язык.
В 941 году преподобный Иоанн
избрал своим преемником любимого
ученика Григория, сам же ушел в
пещеру в затвор. Последние пять лет
земной жизни преподобный Иоанн
провел в безмолвии и молитве. Он
мирно преставился ко Господу 18
августа 946 года, семидесяти лет от
роду, и был погребен в притворе
монастырского храма в каменной
гробнице, которая сохранилась до
нашего времени. Приблизительно
тогда же была составлена первая
служба преподобному, известная под
названием «Рыльской». Отдельные
фрагменты ее вошли в тексты поз-
днейших служб.
Примерно через 30 лет преподоб-
ный Иоанн явился игумену Рыльско-
го монастыря и повелел перенести его
мощи в г. Средец (Софию). 18 октяб-
ря святые мощи были открыты и
обретены нетленными. Их перенесли
в Средец и положили сначала в
кафедральном соборе во имя святого
апостола и евангелиста Луки и нако-
нец в XII веке в новом храме во имя
преподобного Иоанна Рыльского. При
храме его имени был основан мона-
стырь. Ко времени обретения мощей
относится канонизация преподобного
Иоанна.
В 1183 году венгерский король
Бела III (1172?1196) захватил Сре-
дец и перенес святые мощи в свою
столицу?город Гран (слав. Остри-
гом, ныне г. Остергом). Однако через
четыре года король по некоторым
знамениям у гробницы святого понял,