|
|||
18-й день
|
265
|
||
|
|||
ни разнеслась по всей округе, и к от-
шельнику стали приходить стражду- щие. Видя страдания людей, препо- добный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исце- лялись. Через некоторое время, же- лая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пе- щеру на высокой скале. Здесь подви- зался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвиж- ник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто. Известие о нем достигло царского
двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С боль- шим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще полови- на хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением. Через некоторое время поблизости
от преподобного Иоанна стали се- литься братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подно- жия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келлии. Монастырь был общежительным; по преданию, вна- чале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков. Много лет преподобный Иоанн
был игуменом основанной им обите- ли, наставляя братии примером свя- той жизни и душеполезными назида- ниями. Достигнув преклонного возра- ста, преподобный Иоанн оставил сво- им ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» пре- подобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богос- ловской мудрости автора. Преподоб- |
ный Иоанн рекомендует в «Завете»
читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наи- более ранний староболгарский пере- вод которого (два глаголических ли- ста) был найден в Рыльском монасты- ре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном Рыльским. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759?826), которые в то время еще не были переведены на староболгар- ский язык. В 941 году преподобный Иоанн
избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушел в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. Он мирно преставился ко Господу 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Приблизительно тогда же была составлена первая служба преподобному, известная под названием «Рыльской». Отдельные фрагменты ее вошли в тексты поз- днейших служб. Примерно через 30 лет преподоб-
ный Иоанн явился игумену Рыльско- го монастыря и повелел перенести его мощи в г. Средец (Софию). 18 октяб- ря святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки и нако- нец в XII веке в новом храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан мона- стырь. Ко времени обретения мощей относится канонизация преподобного Иоанна. В 1183 году венгерский король
Бела III (1172?1196) захватил Сре- дец и перенес святые мощи в свою столицу?город Гран (слав. Остри- гом, ныне г. Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, |
||
|
|||