266
Месяц август
что преподобному не угодно пребыва-
ние в Остригоме, и возвратил святые
мощи в Средец, богато украсив гроб
золотом и серебром.
19 октября 1195 года, после осво-
бождения Болгарии от византийской
зависимости Асеном I (1187?1196),
царь перенес святые мощи в новую
столицу?Тырново. На холме Трапе-
зица воздвигнули храм, в котором и
были положены мощи преподобного
Иоанна. В Тырново честные мощи
находились и после взятия его турка-
ми в 1393 году, и лишь в 1469 году,
по просьбе братии Рыльского мона-
стыря и благодаря помощи вдовы
султана МурадаИ Марии (дочери
сербского деспота Георгия Вранкови-
ча), были возвращены в обитель
преподобного Иоанна, где и почивают
доныне.
30 июня 1469 года, при игумене
Давиде, святые мощи были торже-
ственно положены в новой гробнице в
храме Рыльской обители. Празднова-
ние возвращения мощей было уста-
новлено 1 июля.
После кончины преподобного
Иоанна Рыльская обитель претерпе-
ла немало испытаний. В XI веке она
перешла к Византии, а к концу
ХП века вновь вошла в пределы
Болгарского царства. В XIII веке све-
дения о монастыре обрываются почти
на столетие, вплоть до его возобновле-
ния протосевастом (одно из высших
придворных званий в Сербии и Бол-
гарии) Хрелем в 40-х годах XIV сто-
летия. В 1335 году Хрель построил в
обители крепостную башню во имя
преподобного Иоанна Рыльского и
Пресвятой Богородицы. В верхней
части башни был устроен храм в
честь Преображения Господня.
В XV веке серб Владислав Грам-
матик написал «Повесть о перенесе-
нии мощей святого Ивана из Тырно-
ва в Рыльский монастырь». В то же
время грек Димитрий Кантакузин
составил Житие с похвалой и службу
святому. Оба автора были очевидца-
ми перенесения святых мощей в
1469 году в Рыльский монастырь.
Димитрий Кантакузин в самый день
празднования, 1 июля, для множе-
ства собравшегося народа произнес
похвальное слово в честь преподобно-
го Иоанна.
Еще до перенесения честных мо-
щей преподобного Иоанна в Средец
произошло так называемое отделение
десницы святого Иоанна. По мнению
некоторых историков, святые мощи
были перенесены в 980 году. Десницу
святого рыльские монахи оставили в
обители. Но вскоре им пришлось
покинуть монастырь. Это было связа-
но с переселением болгар во множе-
стве на Русь из-за притеснения гре-
ков, захвативших к тому времени
Восточную Болгарию и запрещавших
болгарам совершать Богослужения на
родном языке. Возможно, когда греки
начали постепенно завоевывать За-
падную Болгарию, рыльские монахи
также ушли на Русь, взяв с собой
святыню обители?правую руку пре-
подобного Иоанна. Известно, что в
начале XI века на северо-западе Ки-
евской Руси был построен город-
крепость Рыльск. Первый храм, кото-
рый построили жители города» был
освящен во имя преподобного Иоанна
Рыльского с приделом во имя святых
мучеников Флора и Лавра, в день
памяти которых преставился святой.
Очевидно, там поселились бежавшие
с Рыльских гор болгары. Возможно в
этом храме хранилась и десница
преподобного Иоанна.
Таким образом, преподобный
Иоанн?первый южнославянский
святой, которому на Русской земле
был воздвигнут храм, и который стал
одним из Небесных покровителей
русского народа. В 1240 году, по
словам летописца, «только Рыльск
сохранился от Батыева погрома». Во
время осады жители города призвали
на помощь своего покровителя. Пре-
подобный Иоанн явился на городской
стене, махнул платком, ослепил татар
и таким образом спас Рыльск.
Начало всероссийского почитания
преподобного Иоанна Рыльского ус-
ловно относится к XIV веку, так как
его имя впервые обнаружено вписан-
ным полууставом XIV века в руко-
пись ХП века ? Галицкое Евангелие.
Дальнейшие сведения о почитании
преподобного Иоанна на Руси отно-
сятся к первой четверти XV века
(Пролог 1429 года в библиотеке Тро-
ице-Сергиевой Лавры). С XVI века
имя преподобного Иоанна Рыльского
упоминается во многих богослужеб-
ных книгах. Служба святому в обихо-
де Русской Церкви утвердилась с
появлением печатных Миней, не ра-
нее конца ХУЛ?начала XVIII века.