|
|||
266
|
Месяц август
|
||
|
|||
что преподобному не угодно пребыва-
ние в Остригоме, и возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром. 19 октября 1195 года, после осво-
бождения Болгарии от византийской зависимости Асеном I (1187?1196), царь перенес святые мощи в новую столицу?Тырново. На холме Трапе- зица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турка- ми в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского мона- стыря и благодаря помощи вдовы султана МурадаИ Марии (дочери сербского деспота Георгия Вранкови- ча), были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене
Давиде, святые мощи были торже- ственно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднова- ние возвращения мощей было уста- новлено 1 июля. После кончины преподобного
Иоанна Рыльская обитель претерпе- ла немало испытаний. В XI веке она перешла к Византии, а к концу ХП века вновь вошла в пределы Болгарского царства. В XIII веке све- дения о монастыре обрываются почти на столетие, вплоть до его возобновле- ния протосевастом (одно из высших придворных званий в Сербии и Бол- гарии) Хрелем в 40-х годах XIV сто- летия. В 1335 году Хрель построил в обители крепостную башню во имя преподобного Иоанна Рыльского и Пресвятой Богородицы. В верхней части башни был устроен храм в честь Преображения Господня. В XV веке серб Владислав Грам-
матик написал «Повесть о перенесе- нии мощей святого Ивана из Тырно- ва в Рыльский монастырь». В то же время грек Димитрий Кантакузин составил Житие с похвалой и службу святому. Оба автора были очевидца- ми перенесения святых мощей в 1469 году в Рыльский монастырь. Димитрий Кантакузин в самый день празднования, 1 июля, для множе- ства собравшегося народа произнес похвальное слово в честь преподобно- го Иоанна. Еще до перенесения честных мо-
щей преподобного Иоанна в Средец |
произошло так называемое отделение
десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году. Десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Но вскоре им пришлось покинуть монастырь. Это было связа- но с переселением болгар во множе- стве на Русь из-за притеснения гре- ков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать За- падную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители?правую руку пре- подобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Ки- евской Руси был построен город- крепость Рыльск. Первый храм, кото- рый построили жители города» был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Возможно в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна. Таким образом, преподобный
Иоанн?первый южнославянский святой, которому на Русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Пре- подобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. Начало всероссийского почитания
преподобного Иоанна Рыльского ус- ловно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписан- ным полууставом XIV века в руко- пись ХП века ? Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси отно- сятся к первой четверти XV века (Пролог 1429 года в библиотеке Тро- ице-Сергиевой Лавры). С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужеб- ных книгах. Служба святому в обихо- де Русской Церкви утвердилась с появлением печатных Миней, не ра- нее конца ХУЛ?начала XVIII века. |
||
|
|||