Святителя Питирйма, епископа Великопермскаго
(Службу трием святителем, Герасиму, Питирйму
и Ионе Великопермским, зри 29 января)
Тропарь, глас 8:
П равославия наставниче,/ благочестия учителю
и милости сокровище, / архиереев украшение, /
людей зырянских наставниче,/ святителю Пити-
рйме,/ душу свою за Христа положйвый,/ моли
Едйнаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/
любовию чтущих память твою.
Кондак, глас 3:
М онашескими добродетель ми / во обители свя-
тителя Алексия первее украсйвся / и прослав-
лению того послужив, / пастырь явился еси люд ем
зырянским / и, яко агнец чист, принес лея еси Сло-
ву Началопастырю, / мученик быв, Питирйме свя-
тителю всехвальне./ Темже торжествуем вси
любовию/ Божественную память твою.
Святитель Питирим, епископ
Великопермский, был избран и пос-
вящен на Пермскую кафедру после
страдальческой кончины святителя
Пермского Герасима (+после 1441 г.;
память 24 января). До того святитель
Питирим в сане архимандрита насто-
ятельствовал в Чудовом монастыре.
Позже он стал известен как состави-
тель канона святителю Алексию,
Митрополиту Московскому (память
12 февраля), и собиратель сведений о
его житии. Прибыв на кафедру, свя-
титель Питирим прежде всего занял-
ся установлением дружественных от-
ношений между зырянами и вогула-
ми. Он рассылал увещательные гра-
моты и послания, стремясь оградить
зырян от грабежа. Однако предводи-
тель вогулов Асыка, пользуясь княже-
скими раздорами и * удаленностью
кафедры от столицы, разорял христи-
анские селения и убивал беззащит-
ный народ. Новгородские владельцы
земель на реках Выге и Двине,
терпевшие убытки от беспрестанного
разбоя, в 1445 году пошли против
вогулов и взяли Асыку в плен. Ковар-
ный язычник клялся в дружествен-
ном отношении к Перми и обещал не
тревожить более христиан. Отпущен-
ный на свободу, Асыка стал выжи-
дать удобного момента, чтобы на-
пасть на Усть-Вымь, с целью убить
святителя Питирйма, которому при-
писывал свое поражение от новгород-
цев. За это время святитель Питирим
дважды был в Москве: в 1447 году для
составления соборного послания кня-
зю Димитрию Шемяке, изменившему
клятвенным договорам (предполага-
ют, что составителем грамоты был
святитель Питирим), и в 1448 году
при поставлении на Московскую мит-
рополию святителя Ионы (память 31
марта). Воспользовавшись отсутстви-
ем святителя, Асыка снова напал на
ближайшие к Печоре зырянские посе-
ления, убивая и грабя жителей. Не
только зыряне, но и вогулы, кочевав-
шие по притокам Печоры, убедились
в истине проповеди святителя Пити-
рйма и начали принимать Крещение.
Озлобленный этим, Асыка совершил
новое злодеяние. 19 августа 1456 го-
да он убил святителя Питирйма,