|
|||
Святителя Питирйма, епископа Великопермскаго
(Службу трием святителем, Герасиму, Питирйму
и Ионе Великопермским, зри 29 января)
Тропарь, глас 8:
П
равославия наставниче,/ благочестия учителю
и милости сокровище, / архиереев украшение, / людей зырянских наставниче,/ святителю Пити- рйме,/ душу свою за Христа положйвый,/ моли Едйнаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/ любовию чтущих память твою. Кондак, глас 3:
М
онашескими добродетель ми / во обители свя-
тителя Алексия первее украсйвся / и прослав- лению того послужив, / пастырь явился еси люд ем зырянским / и, яко агнец чист, принес лея еси Сло- ву Началопастырю, / мученик быв, Питирйме свя- тителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою. |
|||
|
|||
Святитель Питирим, епископ
Великопермский, был избран и пос- вящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (+после 1441 г.; память 24 января). До того святитель Питирим в сане архимандрита насто- ятельствовал в Чудовом монастыре. Позже он стал известен как состави- тель канона святителю Алексию, Митрополиту Московскому (память 12 февраля), и собиратель сведений о его житии. Прибыв на кафедру, свя- титель Питирим прежде всего занял- ся установлением дружественных от- ношений между зырянами и вогула- ми. Он рассылал увещательные гра- моты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводи- тель вогулов Асыка, пользуясь княже- скими раздорами и * удаленностью кафедры от столицы, разорял христи- анские селения и убивал беззащит- ный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Ковар- |
ный язычник клялся в дружествен-
ном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущен- ный на свободу, Асыка стал выжи- дать удобного момента, чтобы на- пасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирйма, которому при- писывал свое поражение от новгород- цев. За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания кня- зю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполага- ют, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую мит- рополию святителя Ионы (память 31 марта). Воспользовавшись отсутстви- ем святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские посе- ления, убивая и грабя жителей. Не только зыряне, но и вогулы, кочевав- шие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Пити- рйма и начали принимать Крещение. Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 го- да он убил святителя Питирйма, |
||
|
|||