20-й день
333
князя Константина построить Пок-
ровский женский монастырь, в кото-
ром в 1364 году поставил настоятель-
ницей племянницу преподобного Ев-
фимия Суздальского.
После 1365 года, при святителе
Московском Алексии (+1378; память
12 февраля), Суздаль вошел в состав
Московской митрополии. С того вре-
мени святитель Иоанн, оставив уп-
равление епархией, поселился в Бого-
дюбекой обители и стал вести уеди-
ненную жизнь, подвизаясь в посте и
молитве. Рукописное житие сообща-
ет, что он жил безмолвником. 15 ок-
тября он мирно скончался и был
погребен под спудом в кафедральном
соборе Суздаля в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.
В том же соборе еще в 1023 году
был погребен епископ Ростовский
Феодор, о жизни которого известно
очень мало. Родом грек, он прибыл в
Киев из Херсона вместе с Киевским
князем Владимиром после крещения.
В 990 году был посвящен во епископа
Ростовского и стал первым архипа-
стырем Ростовской земли. Однако
управлять паствой и просвещать све-
том Христовой истины ростовчан
епископу Феодору довелось недолго,
так как через некоторое время он был
изгнан из Ростова язычниками. Свя-
титель Феодор удалился в Суздаль,
где устроил храм в честь Рождества
Пресвятой Богородицы. Подробных
сведений о святителе Феодоре не
сохранилось. Известно только, что он
неоднократно посещал Ростов, скон-
чался не ранее 1023 года и был
погребен в соборе Рождества Пресвя-
той Богородицы в Суздале. По преда-
нию, открытие и прославление свя-
тых мощей святителя произошло еще
до нашествия на Русь полчищ хана
Батыя.
Нетленные мощи святителей Фе-
одора и Иоанна почивали открыто в
устроенных гробницах. В XVIII веке
согласно Духовному Регламенту, со-
ставленному в 1720 году по приказу
Петра I епископом Псковским Фе-
офаном Прокоповичем (впоследствии
архиепископом), стали изучаться све-
дения о мощах малоизвестных свя-
тых. При этом под влиянием проте-
стантизма некоторые пытались уп-
разднить и ослабить почитание свя-
тых и их благодатных останков. Свя-
тители Феодор и Иоанн почитались
тогда только в Суздале и окрестно-
стях. Сведений об открытии их мо-
щей к тому времени не сохранилось.
Поэтому в 1739 году, в период за-
силья немцев-протестантов при вре-
менщике Бироне, некоторые пыта-
лись посеять сомнение относительно
мощей святителей. Но народ отстоял
церковные святыни, и потому праз-
днование памяти святителей Феодо-
ра и Иоанна совершалось в суздаль-
ских храмах по-прежнему торже-
ственно. Преемник епископа Симона
(1739?1747) епископ Порфирий
(1748?1755), узнав о возникших
сомнениях, потребовал от священно-
служителей собора сообщить имевши-
еся сведения о святителях Феодоре и
Иоанне.
Все собранные сведения епископ
Порфирий послал на рассмотрение в
Святейший Правительствующий Си-
нод. К тому времени обстановка в
стране изменилась. Рассмотрев дело,
Синод прислал в Суздаль указ от
17 апреля 1755 года, в котором гово-
рилось: «Понеже оные святые Феодор
и Иоанн были архиереи православ-
ные, в Суждальской стране пастырие
благочестивии, и по скончании своея
жизни пребыли и ныне пребывают