|
||||
20-й день
|
333
|
|||
•
|
||||
|
||||
князя Константина построить Пок-
ровский женский монастырь, в кото- ром в 1364 году поставил настоятель- ницей племянницу преподобного Ев- фимия Суздальского. После 1365 года, при святителе
Московском Алексии (+1378; память 12 февраля), Суздаль вошел в состав Московской митрополии. С того вре- мени святитель Иоанн, оставив уп- равление епархией, поселился в Бого- дюбекой обители и стал вести уеди- ненную жизнь, подвизаясь в посте и молитве. Рукописное житие сообща- ет, что он жил безмолвником. 15 ок- тября он мирно скончался и был погребен под спудом в кафедральном соборе Суздаля в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В том же соборе еще в 1023 году
был погребен епископ Ростовский Феодор, о жизни которого известно очень мало. Родом грек, он прибыл в Киев из Херсона вместе с Киевским князем Владимиром после крещения. В 990 году был посвящен во епископа Ростовского и стал первым архипа- стырем Ростовской земли. Однако управлять паствой и просвещать све- том Христовой истины ростовчан епископу Феодору довелось недолго, так как через некоторое время он был изгнан из Ростова язычниками. Свя- титель Феодор удалился в Суздаль, где устроил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подробных сведений о святителе Феодоре не сохранилось. Известно только, что он неоднократно посещал Ростов, скон- чался не ранее 1023 года и был погребен в соборе Рождества Пресвя- той Богородицы в Суздале. По преда- нию, открытие и прославление свя- тых мощей святителя произошло еще до нашествия на Русь полчищ хана Батыя. Нетленные мощи святителей Фе-
одора и Иоанна почивали открыто в устроенных гробницах. В XVIII веке согласно Духовному Регламенту, со- ставленному в 1720 году по приказу Петра I епископом Псковским Фе- офаном Прокоповичем (впоследствии архиепископом), стали изучаться све- дения о мощах малоизвестных свя- тых. При этом под влиянием проте- стантизма некоторые пытались уп- разднить и ослабить почитание свя- тых и их благодатных останков. Свя- тители Феодор и Иоанн почитались |
|
|||
тогда только в Суздале и окрестно-
стях. Сведений об открытии их мо- щей к тому времени не сохранилось. Поэтому в 1739 году, в период за- силья немцев-протестантов при вре- менщике Бироне, некоторые пыта- лись посеять сомнение относительно мощей святителей. Но народ отстоял церковные святыни, и потому праз- днование памяти святителей Феодо- ра и Иоанна совершалось в суздаль- ских храмах по-прежнему торже- ственно. Преемник епископа Симона (1739?1747) епископ Порфирий (1748?1755), узнав о возникших сомнениях, потребовал от священно- служителей собора сообщить имевши- еся сведения о святителях Феодоре и Иоанне. Все собранные сведения епископ
Порфирий послал на рассмотрение в Святейший Правительствующий Си- нод. К тому времени обстановка в стране изменилась. Рассмотрев дело, Синод прислал в Суздаль указ от 17 апреля 1755 года, в котором гово- рилось: «Понеже оные святые Феодор и Иоанн были архиереи православ- ные, в Суждальской стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают |
||||
|
||||