|
|||
78
|
Месяц август
|
||
|
|||
пред человеком скромным, посме-
ялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотри- тельного в словах, ничего неприлич- ного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ров- ный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодр- ствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в ис- полнение предположенных намере- ний, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама». По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, нес- колько более среднего; волосы злато- видные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугооб- разные и умеренно-черные, нос про- долговатый, уста цветущие, испол- ненные сладких речей; лицо не круг- лое и не острое, но несколько продол- говатое; кисти рук и пальцы длин- ные... Она в беседе с другими сохра- няла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гнева- лась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. От- носительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естествен- ным цветом, что еще и теперь дока- зывает Ее священный головной пок- ров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать». (Никифор Каллист заим- ствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, 1*12 мая 403 г.; Письмо к Феофилу об иконах. Пере- вод текста Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополи- та Макария. М,, 1868, сентябрь, с. 363). Обстоятельства Успения Вожией
Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В |
I веке о Успении Ее писал священно-
мученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселе-
нии Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Юве- налий, Патриарх Иерусалимский, го- ворил святой благоверной греческой царице Пульхерии: «Хотя в Священ- ном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впро- чем мы знаем о них из древнейшего и вернейшего предания». Это преда- ние с подробностью собрано и изложе- но в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Ко времени Своего блаженного
Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распро- странилась по земле и многих зави- стливых и гордых вооружила против. Враги покушались на Ее жизнь, но Бог хранил Пресвятую Деву. Дни и ночи Она проводила в
молитве. Нередко Пресвятая Богоро- дица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покуша- лись враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпроси- ли у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею пред- стал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмо- вую ветвь. С Небесной вестью возвра- тилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, кото- рым возвестила о Своем скором Успе- нии. Пресвятая Дева молилась так- же, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Прес- вятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Неба, заклю- чавший Ее молитву словом «аминь». Божия Матерь заметила, что этот |
||
|
|||