78
Месяц август
пред человеком скромным, посме-
ялась над слабым, уклонилась от
неимущего? У Нее не было ничего
сурового в очах, ничего неосмотри-
тельного в словах, ничего неприлич-
ного в действиях: телодвижения
скромные, поступь тихая, голос ров-
ный; так что телесный вид Ее был
выражением души, олицетворением
чистоты. Все дни Свои Она обратила
в пост: сну предавалась только по
требованию нужды, но и тогда, как
тело Ее покоилось, духом Она бодр-
ствовала, повторяя во сне читанное,
или размышляя о приведении в ис-
полнение предположенных намере-
ний, или предначертывая новые. Из
дома выходила только в церковь, и то
в сопутствии родных. Впрочем, она
хотя и являлась вне дома Своего в
сопровождении других, но лучшим
стражем для Себя была Она Сама;
другие охраняли только тело Ее, а
нравы Свои Она блюла Сама». По
преданию, сохраненному церковным
историком Никифором Каллистом
(XIV в.), Матерь Божия «была роста
среднего или, как иные говорят, нес-
колько более среднего; волосы злато-
видные; глаза быстрые, с зрачками
как бы цвета маслины; брови дугооб-
разные и умеренно-черные, нос про-
долговатый, уста цветущие, испол-
ненные сладких речей; лицо не круг-
лое и не острое, но несколько продол-
говатое; кисти рук и пальцы длин-
ные... Она в беседе с другими сохра-
няла благоприличие, не смеялась, не
возмущалась, особенно же не гнева-
лась; совершенно безыскусственная,
простая, Она нимало о Себе не
думала и, далекая от изнеженности,
отличалась полным смирением. От-
носительно одежд, которые носила,
Она довольствовалась их естествен-
ным цветом, что еще и теперь дока-
зывает Ее священный головной пок-
ров. Коротко сказать, во всех Ее
действиях обнаруживалась особая
благодать». (Никифор Каллист заим-
ствовал свое описание у святителя
Епифания Кипрского, 1*12 мая 403 г.;
Письмо к Феофилу об иконах. Пере-
вод текста Епифания помещен в
Великих Четиих-Минеях митрополи-
та Макария. М,, 1868, сентябрь,
с. 363).
Обстоятельства Успения Вожией
Матери известны в Православной
Церкви от времен апостольских. В
I  веке о Успении Ее писал священно-
мученик Дионисий Ареопагит. Во
II  веке сказание о телесном переселе-
нии Пресвятой Девы Марии на Небо
находится в сочинениях Мелитона,
епископа Сардийского. В IV веке на
предание об Успении Матери Божией
указывает святитель Епифаний
Кипрский. В V веке святитель Юве-
налий, Патриарх Иерусалимский, го-
ворил святой благоверной греческой
царице Пульхерии: «Хотя в Священ-
ном Писании нет повествования об
обстоятельствах кончины Ее, впро-
чем мы знаем о них из древнейшего
и вернейшего предания». Это преда-
ние с подробностью собрано и изложе-
но в церковной истории Никифора
Каллиста в XIV веке.
Ко времени Своего блаженного
Успения Пресвятая Дева Мария
опять прибыла в Иерусалим. Слава
Ее как Матери Божией уже распро-
странилась по земле и многих зави-
стливых и гордых вооружила против.
Враги покушались на Ее жизнь, но
Бог хранил Пресвятую Деву.
Дни и ночи Она проводила в
молитве. Нередко Пресвятая Богоро-
дица приходила ко Святому Гробу
Господню, воскуряла здесь фимиам и
преклоняла колена. Не раз покуша-
лись враги Спасителя препятствовать
посещать Ей святое место и выпроси-
ли у первосвященников стражу для
охраны Гроба Спасителя. Но Святая
Дева, никем не зримая, продолжала
молиться пред ним. В одно из таких
посещений Голгофы пред Нею пред-
стал Архангел Гавриил и возвестил о
Ее скором переселении из этой жизни
в жизнь Небесную, вечно блаженную.
В залог Архангел вручил Ей пальмо-
вую ветвь. С Небесной вестью возвра-
тилась Божия Матерь в Вифлеем с
тремя Ей прислуживавшими девами
(Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем
Она вызвала праведного Иосифа из
Аримафеи и учеников Господа, кото-
рым возвестила о Своем скором Успе-
нии. Пресвятая Дева молилась так-
же, чтобы Господь послал к Ней
апостола Иоанна. И Дух Святой
восхитил его из Ефеса, поставив
рядом с тем местом, где возлежала
Матерь Божия. После молитвы Прес-
вятая Дева воскурила фимиам, и
Иоанн услышал голос с Неба, заклю-
чавший Ее молитву словом «аминь».
Божия Матерь заметила, что этот