15-й день
81
имения: первое у Гефсиманских во-
рот, а второе ? в долине Иосафата.
Во втором поместье она устроила
склеп для почивших членов семьи,
где и была погребена вместе с йоаки-
мом. Там, в Гефсиманском саду,
Спаситель часто молился со Своими
учениками.
Пречистое тело Матери Божией
было погребено на семейном кладби-
ще. С самого погребения Ее христи-
ане благоговейно чтили гроб Матери
Божией и устроили на том месте
храм. В храме хранились драгоцен-
ные пелены, которыми было повито
пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский
Ювеналий (420?458) утверждал пе-
ред императором Маркианом (450?
457) достоверность предания о чудес-
ном восшествии Матери Божией на
Небо и послал его супруге, святой
Пульхерии (1"453; память 10 сентяб-
ря), погребальные пелены Матери
Божией, которые взял из Ее гроба.
Святая Пульхерия положила эти пе-
лены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в
конце VII века над подземным хра-
мом Успения Пресвятой Богородицы
существовала верхняя церковь, с вы-
сокой колокольни которой был виден
купол Храма Воскресения Господня.
Следов этой церкви ныне не видно. В
IX веке близ подземного Гефсиман-
ского храма была выстроена обитель,
в которой подвизались более 30 мона-
хов.
Большим разрушениям подвергся
храм в 1009 году от гонителя святых
мест Хакима. Значительные измене-
ния, следы которых остались и поны-
не, произвели крестоносцы в ИЗО го-
ду. В XI?ХП веках исчезла из Иеру-
салима часть вырезанного камня, на
котором Спаситель молился в ночь
Его предания. Эта часть камня до
VI века находилась в Гефсиманской
базилике.
Но, несмотря на разрушения и
изменения, общий первоначальный
крестообразный план храма сохра-
нился. При входе в храм по бокам
железных дверей стоят четыре мра-
морных колонны. Чтобы войти в
храм, надо спуститься по лестнице из
48 ступеней. На 23-й ступени на
правой стороне находится придел в
честь святых Богоотцев Иоакима и
Анны с их гробницей, а напротив, на
левой стороне?часовня праведного
Иосифа Обручника с его гробницей.
Правый придел принадлежит Пра-
вославной Церкви, а левый ?
Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией
имеет следующие размеры: в длину
48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее
в храме кроме дверей были и окна.
Весь храм украшен множеством лам-
пад и приношений. В усыпальницу
Матери Божией ведут два маленьких
входа: входят западными дверями, а
выходят северными. Усыпальница
Пречистой покрыта драгоценными
занавесами. Погребальное ложе Ма-
тери Божией высечено из камня по
образу древнееврейских гробниц и
очень сходно с Гробом Господним. За
усыпальницей находится алтарь хра-
ма, в котором ежедневно совершается
Божественная литургия на греческом
языке.
Масличные деревья на восточной
и северной сторонах храма в VП?
УШ веках приобрели православные
у турок. Католики приобрели маслич-
ные деревья на восточной и южной
сторонах в 1803 году, а армяно-
григориане?на западной стороне в
1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в
2 часа ночи настоятель Гефсиманско-
го храма совершает Божественную
литургию. По окончании литургии в
4 часа утра настоятель в полном
облачении совершает краткий моле-
бен перед святой плащаницей, воз-
лагает ее на руки и торжественно
несет вплоть до храма в Гефсимании,
где находится святая гробница Мате-
ри Божией. Все члены Русской Ду-
ховной Миссии в Иерусалиме во
главе с начальником Миссии ежегод-
но участвует в перенесении святой
плащаницы, называемом «лита-
нией».
Чин погребения Матери Божией в
Гефсимании начинается по обычаю
утром 14 августа. Множество народа
во главе с архиереями и клириками
отправляются от Иерусалимской Пат-
риархии (возле Храма Воскресения
Христова) в печальный путь. По
узким улочкам Святого Града погре-
бальная процессия движется в Гефси-
манию. В первых рядах шествия
несут икону Успения Пресвятой Бого-
родицы. По дороге икону встречают
богомольцы, лобызают лик Пречистой