|
|||
82
|
Месяц август
|
||
|
|||
и подносят к иконе детей разных
возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы ? монахи и монахини Святого Града: греки, ру- мыны, арабы, русские. Шествие, про- должительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефси- манском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, со- оружается возвышенность, на кото- рой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Бо- городицы. «Сдивное чудо! Источник Жизни
во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает...» ?здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронза- ют своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: «Благодатная, радуйся, с Тобою Гос- подь, подаяй мирови Тобою велию милость!» Многочисленные паломники,
прикладываясь к иконе Успения
Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней. В день отдания праздника (23 ав-
густа) снова совершается торжествен- ное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефси- мании. На Руси Праздник Успения Прес-
вятой Богородицы издревле стал од- ним из самых почитаемых. В «Пове- сти временных лет» преподобного Нестора Летописца рассказывается о том, что в 866 году русские языче- ские дружины, предводительству- емые киевскими князьями Аскольдом и Диром, потерпели поражение под Константинополем. Это произошло следующим образом. Поначалу русские корабли потопили множество греческих кораблей, и город был осажден. Император вместе с Патри- архом Константинопольским Фотием всю ночь молились во Влахернском храме. Затем с песнопениями вынес- ли погребальную ризу Богоматери и омочили ее в море, после чего внезап- но поднялась буря и разметала кораб- ли. Для первых русских христиан это событие знаменовало победу христи- анства над язычеством и потому стало одной из причин особого почи- |
тания ризы Богоматери и Ее Успения
на Руси. Изначально праздник Успе- ния оказался связанным с почитани- ем Пресвятой Богородицы во Вла- хернском храме. Этому празднику посвящались
многочисленные храмы. В Киево- Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского храма в созданной ими обители, что сопро- вождалось чудесами (место для хра- ма, а также его размеры были указа- ны свыше). В последующие времена киевские монахи, основатели мона- стырей, по примеру Киево-Печерской Лавры, посвящали их главные храмы Успению. Успению Пресвятой Богоро- дицы посвятил святой великий князь Владимир деревянный храм во Вла- димире (992 год), на его месте в ХП веке был построен Успенский собор святым князем Андреем Бого- любским. Успению были посвящены соборы ХП века в Смоленске и Сузда- ле. Успенским стал главный собор Московского Кремля, основанный в 1326 году при великом князе Иоанне Калите святым Митрополитом Пет- ром как залог процветания Москов- ского княжества. Успению посвяще- ны также собор Почаевской Лавры, заложенный в 1237 году киевскими иноками, спасавшимися от татар, освященный чудесным явлением Бо- гоматери в 1240 году. Кафедральный Успенский собор в Ростове Великом также построен, по преданию, святым князем Владимиром. Переяславль- ский храм, соборы Троице-Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монасты- ря и множество других больших и малых храмов Русской земли посвя- щены этому празднику. На Руси издревле чтутся чудот-
ворные иконы Успения, среди кото- рых следует назвать Киево- Печерскую (врученную, по преданию, греческим строителям Успенского со- бора Самой Царицей Небесной); две иконы Московского Успенского собо- ра (одна из которых написана на гробовой доске святителя Алексия, Митрополита Московского, написа- ние же другой приписывают святому Митрополиту Петру); Псково- Печерскую (с которой связано спасе- ние от поляков Пскова и Печерского монастыря в 1581 году) и другие. |
||
|
|||