82
Месяц август
и подносят к иконе детей разных
возрастов. За духовенством в два
ряда шествуют чернецы ? монахи и
монахини Святого Града: греки, ру-
мыны, арабы, русские. Шествие, про-
должительностью около двух часов,
завершается параклисом в Гефси-
манском храме. Перед престолом, за
усыпальницей Матери Божией, со-
оружается возвышенность, на кото-
рой в благоухающих цветах и миртах,
покрытая драгоценными пеленами
покоится плащаница Пресвятой Бо-
городицы.
«Сдивное чудо! Источник Жизни
во гробе полагается, и лествица к
Небеси гроб бывает...» ?здесь, у гроба
Самой Пречистой, эти слова пронза-
ют своим первоначальным смыслом и
печаль растворяется радостью:
«Благодатная, радуйся, с Тобою Гос-
подь, подаяй мирови Тобою велию
милость!»
Многочисленные         паломники,
прикладываясь к иконе Успения
Пресвятой Богородицы, по древнему
обычаю, наклонившись, проходят под
ней.
В день отдания праздника (23 ав-
густа) снова совершается торжествен-
ное шествие. В обратный путь святая
плащаница Пресвятой Богородицы
переносится духовенством во главе с
настоятелем-архимандритом Гефси-
мании.
На Руси Праздник Успения Прес-
вятой Богородицы издревле стал од-
ним из самых почитаемых. В «Пове-
сти временных лет» преподобного
Нестора Летописца рассказывается о
том, что в 866 году русские языче-
ские дружины, предводительству-
емые киевскими князьями Аскольдом
и Диром, потерпели поражение под
Константинополем. Это произошло
следующим образом. Поначалу
русские корабли потопили множество
греческих кораблей, и город был
осажден. Император вместе с Патри-
архом Константинопольским Фотием
всю ночь молились во Влахернском
храме. Затем с песнопениями вынес-
ли погребальную ризу Богоматери и
омочили ее в море, после чего внезап-
но поднялась буря и разметала кораб-
ли. Для первых русских христиан это
событие знаменовало победу христи-
анства над язычеством и потому
стало одной из причин особого почи-
тания ризы Богоматери и Ее Успения
на Руси. Изначально праздник Успе-
ния оказался связанным с почитани-
ем Пресвятой Богородицы во Вла-
хернском храме.
Этому празднику посвящались
многочисленные храмы. В Киево-
Печерском патерике есть сказание об
основании преподобными Антонием
и Феодосием Успенского храма в
созданной ими обители, что сопро-
вождалось чудесами (место для хра-
ма, а также его размеры были указа-
ны свыше). В последующие времена
киевские монахи, основатели мона-
стырей, по примеру Киево-Печерской
Лавры, посвящали их главные храмы
Успению. Успению Пресвятой Богоро-
дицы посвятил святой великий князь
Владимир деревянный храм во Вла-
димире (992 год), на его месте в
ХП веке был построен Успенский
собор святым князем Андреем Бого-
любским. Успению были посвящены
соборы ХП века в Смоленске и Сузда-
ле. Успенским стал главный собор
Московского Кремля, основанный в
1326 году при великом князе Иоанне
Калите святым Митрополитом Пет-
ром как залог процветания Москов-
ского княжества. Успению посвяще-
ны также собор Почаевской Лавры,
заложенный в 1237 году киевскими
иноками, спасавшимися от татар,
освященный чудесным явлением Бо-
гоматери в 1240 году. Кафедральный
Успенский собор в Ростове Великом
также построен, по преданию, святым
князем Владимиром. Переяславль-
ский храм, соборы Троице-Сергиевой
Лавры, Псково-Печерского монасты-
ря и множество других больших и
малых храмов Русской земли посвя-
щены этому празднику.
На Руси издревле чтутся чудот-
ворные иконы Успения, среди кото-
рых следует назвать Киево-
Печерскую (врученную, по преданию,
греческим строителям Успенского со-
бора Самой Царицей Небесной); две
иконы Московского Успенского собо-
ра (одна из которых написана на
гробовой доске святителя Алексия,
Митрополита Московского, написа-
ние же другой приписывают святому
Митрополиту Петру); Псково-
Печерскую (с которой связано спасе-
ние от поляков Пскова и Печерского
монастыря в 1581 году) и другие.