|
|||
15-й день
|
83
|
||
|
|||
Литература
1. О великих Господских и Богоро-
дичных праздниках. Киев, 1835. 2. Тихомиров Е. Жизнь Пресвя-
той Богородицы. М., 1884. 3. Христианские праздники. Ус-
пение Пресвятыя Богородицы. Под |
ред. проф. М. Скабаллановича. Киев,
1916. 4. Церковная проповедь на дву-
надесятые праздники. Ч. 1. Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. 5. Успенский собор Московского
Кремля. Материалы и исследования. М., 1985. |
||
|
|||
Похвальное слово
на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
святого Феодора Исповедника, игумена Студийского
|
|||
|
|||
С трудом проходя чрез слабый
орган нашего голоса, слово для похва- лы настоящему священнославному дню нуждается во гласе трубы, в звуке рога, громогласно звучащего и потрясающего концы земли. Но Ца- рица и Госпожа всего взирает на одно намерение души. Итак, прииди ко мне, вся поднебесная, все архиереи и иереи, иноки и миряне, цари и князи, мужи и жены, юноши и девы, колена и языки из всякого рода и племени, прииди, светло радуясь, дабы праз- дновать праздник Матери Господа, Марии, погребение и преселение Ее. Ибо Она отходит от земного и прибли- жается к горам вечным, будучи ис- тинно горою Сионом, юже благоволи Бог обитати в ней, как гласит лира Псалмопевца (Пс. 67, 16?17). Ныне земное небо, облеченное одеждою нет- ления, переносится к лучшему, веч- ному жилищу. Ныне духовная и освещенная Богом луна, шествуя на- встречу Солнцу правды, лишается настоящей, временной жизни и вме- сте с тем, восходя, просвещается славою бессмертия. Ныне позлащен- ный и Богосоделанный ковчег пересе- ляется из земной скинии в небесный Иерусалим, в покой бесконечный, о чем нам и Богоотец Давид, воспевая как бы на кифаре, говорит: приведут- ся Царю девы (Пс. 44, 15), т. е. души после Нее принесутся Тебе. Итак, теперь Богородица, смежив
вещественные очи, приносит нам великие, никогда не заходящие, ду- ховные светила, бодрствование и хо- датайство за мир пред лицем Божи- им. Теперь, когда молчат Ее Богод- вижные уста, издававшие членораз- дельный голос, Она открывает Свои присноглаголющие, умоляющие за весь род (наш), уста. Ныне, опустив Свои телесные руки, которыми носи- |
ла Бога, Она, став бессмертною, воз-
двигает руки ко Господу о всей вселенной. Ныне, сокрыв подобный солнцу естественный вид Свой, Она сияет однако на написанной иконе Своей, которую предлагает земнород- ным для благотворного лобызания и приличествующего поклонения, хотя еретики и не хотят сего. Итак, воспа- рив горе, чистая голубица не переста- ет охранять дольнее. Отшедши телом, Она с нами ? духом; быв возведена на Небо, Она отгоняет демонов, явля- ется Ходатаицею к Богу. Древле смерть воцарилась чрез праматерь Еву, ныне же, прикоснувшись Бла- женной Дщери ее, она умерщвлена, быв побеждена тем же, от чего полу- чила силу. Посему да возрадуются жены, наследовав славу, вместо бес- честия. Да радуется освободившаяся от клятвы Ева, поскольку она принес- ла благословенный плод?Марию. Да взыграет вся тварь, орошаемая таинственными водами нетления из девственного источника, утоляя ими смертоносную жажду. Таково праз- днуемое нами ныне. Таково воспева- емое. что дал нам корень Иессеев, принесший цвет?Христа, священ- ный жезл Ааронов процветший, ду- ховный рай, где древо жизни, духов- ный луг девственных ароматов, цве- тущая и боговозделанная ветвь зре- лой и точащей жизнь лозы; высокий и превознесенный херувимский пре- стол Царя всех, дом, полный славы Господней, святая завеса Христова, светлейшая страна восточная, уснув- шая в мире и правде; говорю «уснув- шая», а не «умершая» ? потому, что Ты перенесена, но не перестала пок- ровительствовать роду человеческо- му. Какими же словами мы изъясним Твое таинство? Умом колеблемся, слабый язык не говорит, писать не |
||
|
|||