15-й день
83
Литература
1.  О великих Господских и Богоро-
дичных праздниках. Киев, 1835.
2.  Тихомиров Е. Жизнь Пресвя-
той Богородицы. М., 1884.
3.  Христианские праздники. Ус-
пение Пресвятыя Богородицы. Под
ред. проф. М. Скабаллановича. Киев,
1916.
4.  Церковная проповедь на дву-
надесятые праздники. Ч. 1. Сост.
П. Смирнов. Киев, 1904.
5.  Успенский собор Московского
Кремля. Материалы и исследования.
М., 1985.
Похвальное слово
на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
святого Феодора Исповедника, игумена Студийского
С трудом проходя чрез слабый
орган нашего голоса, слово для похва-
лы настоящему священнославному
дню нуждается во гласе трубы, в
звуке рога, громогласно звучащего и
потрясающего концы земли. Но Ца-
рица и Госпожа всего взирает на одно
намерение души. Итак, прииди ко
мне, вся поднебесная, все архиереи и
иереи, иноки и миряне, цари и князи,
мужи и жены, юноши и девы, колена
и языки из всякого рода и племени,
прииди, светло радуясь, дабы праз-
дновать праздник Матери Господа,
Марии, погребение и преселение Ее.
Ибо Она отходит от земного и прибли-
жается к горам вечным, будучи ис-
тинно горою Сионом, юже благоволи
Бог обитати в ней, как гласит лира
Псалмопевца (Пс. 67, 16?17). Ныне
земное небо, облеченное одеждою нет-
ления, переносится к лучшему, веч-
ному жилищу. Ныне духовная и
освещенная Богом луна, шествуя на-
встречу Солнцу правды, лишается
настоящей, временной жизни и вме-
сте с тем, восходя, просвещается
славою бессмертия. Ныне позлащен-
ный и Богосоделанный ковчег пересе-
ляется из земной скинии в небесный
Иерусалим, в покой бесконечный, о
чем нам и Богоотец Давид, воспевая
как бы на кифаре, говорит: приведут-
ся Царю девы (Пс. 44, 15), т. е. души
после Нее принесутся Тебе.
Итак, теперь Богородица, смежив
вещественные очи, приносит нам
великие, никогда не заходящие, ду-
ховные светила, бодрствование и хо-
датайство за мир пред лицем Божи-
им. Теперь, когда молчат Ее Богод-
вижные уста, издававшие членораз-
дельный голос, Она открывает Свои
присноглаголющие, умоляющие за
весь род (наш), уста. Ныне, опустив
Свои телесные руки, которыми носи-
ла Бога, Она, став бессмертною, воз-
двигает руки ко Господу о всей
вселенной. Ныне, сокрыв подобный
солнцу естественный вид Свой, Она
сияет однако на написанной иконе
Своей, которую предлагает земнород-
ным для благотворного лобызания и
приличествующего поклонения, хотя
еретики и не хотят сего. Итак, воспа-
рив горе, чистая голубица не переста-
ет охранять дольнее. Отшедши телом,
Она с нами ? духом; быв возведена
на Небо, Она отгоняет демонов, явля-
ется Ходатаицею к Богу. Древле
смерть воцарилась чрез праматерь
Еву, ныне же, прикоснувшись Бла-
женной Дщери ее, она умерщвлена,
быв побеждена тем же, от чего полу-
чила силу. Посему да возрадуются
жены, наследовав славу, вместо бес-
честия. Да радуется освободившаяся
от клятвы Ева, поскольку она принес-
ла благословенный плод?Марию.
Да взыграет вся тварь, орошаемая
таинственными водами нетления из
девственного источника, утоляя ими
смертоносную жажду. Таково праз-
днуемое нами ныне. Таково воспева-
емое. что дал нам корень Иессеев,
принесший цвет?Христа, священ-
ный жезл Ааронов процветший, ду-
ховный рай, где древо жизни, духов-
ный луг девственных ароматов, цве-
тущая и боговозделанная ветвь зре-
лой и точащей жизнь лозы; высокий и
превознесенный херувимский пре-
стол Царя всех, дом, полный славы
Господней, святая завеса Христова,
светлейшая страна восточная, уснув-
шая в мире и правде; говорю «уснув-
шая», а не «умершая» ? потому, что
Ты перенесена, но не перестала пок-
ровительствовать роду человеческо-
му. Какими же словами мы изъясним
Твое таинство? Умом колеблемся,
слабый язык не говорит, писать не