84
Месяц август
умеем, ибо оно (таинство) славно,
высоко и превосходит всякий ум: оно
не имеет ничего подобного себе или
сходного с собою, чтобы мы могли
легко изъяснить его из наших дел. Ты
изменила природу неизреченным
Рождеством Твоим: слыхал ли кто
когда-либо, чтобы дева зачала бессе-
менно? О, чудо! Матерь рождающая
есть в то же время нетленная Дева,
потому, конечно, что Рождаемое был
Бог. Одно это, отличное от других, Ты
по справедливости имеешь в живот-
ворном Успении: нетление того и
другого?души и тела. Но пусть уже
Сион поведает нам чудеса сего дня.
Исполнен был предел жизни, насту-
пал час разрешения. Святейшая Ма-
терь Божия предвидела, как подоба-
ло, время Своего преложения. Ибо
кто, христолюбцы, не припишет этого
Матери Божией и Начальнице проро-
ков в большей мере, чем какому-либо
пророку, находящемуся в рабском
состоянии? Что же Она сказала после
того, как узнала и почувствовала это?
«Наступил час исхода Моего, приспе-
ло время преселения Моего к Тебе. Да
будут, Господи, при Мне люди, кото-
рые совершили бы погребение Мое;
пусть присутствуют служители, кото-
рые погребли бы Меня, и Я в руки
Твои предам дух Мой, а в руки
учеников неприкосновенное и богоп-
риятное тело Мое, из Которого восси-
ял Ты, Безсмертный. Пусть предста-
нут для утешения Моего рассеянные
по концам земли проповедники и
служители Евангелия Твоего. Ибо
если праведного Еноха, живущего
доселе, Ты по Своей благости изволил
перенести (Быт. 5, 24) и Илию Фесви-
тянина на огненной колеснице унес
из сей известной в неведомые страны
(4 Цар. 2, 11), обоих ожидающих
Твоего славного и страшного прише-
ствия; если, кроме того, Ты соделал,
что Аввакум в одно мгновение был
чудесно перенесен от Иерусалима до
Вавилона и возвращен назад
(Дан. 14, 36?39), то что невозможно
Тебе, когда Ты возжелаешь?» Лишь
только Всехвальная Дева изрекла
это, явились, всякий из своего места,
двенадцать апостолов, как облака, на
крылах Духа несомые к Облаку Све-
та, пока не стали там (на землю)
твердою ногою. А что им сказала
Богоименитая, многопленная и нося-
щая великое имя? Посмотрев вокруг с
Своего ложа и видя ожидающих
учеников, Она сказала: «Да возраду-
ется душа Моя о Господе, и да будет
для Меня славою и величием во всех
языках земных, что Он собрал ко Мне
основания Церкви, князей вселенной,
славных служителей Моего погребе-
ния. О, великое чудо! О, дар сынов-
ней любви! Небо, содержащее в себе
светила мира, является жилищем для
Меня. Кров небесный отверзается,
принося Мне таинников и священно-
служителей. Иудейское соборище уже
не будет неистовствовать против Ме-
ня; священнический совет уже не
вооружит дерзновенной руки для
убийства Моего. Прежде сии крово-
жадные старались погубить Матерь и
Младенца, но не достигли цели: ибо
им воспрепятствовало Высочайшее
провидение. Я переселяюсь к безопас-
ным жилищам, к покою, чуждому
тревог и скорби, где лукавый не
простирает сетей своей злобы, где Я
буду наслаждаться сладостями Гос-
подними; и Я, бывшая светлым хра-
мом Его, узрю храм Господень».
Но что отвечали Деве блаженные
апостолы своими или пророческими
словами? Они говорили: «Радуйся,
лествица, простирающаяся от земли
до неба, как видел патриарх Иаков
(Быт. 28, 12). Радуйся, предивная
купина, из которой явился ангел
Господень в пламени огненном,?
купина, которую не сжигал пыла-
ющий огонь, как было показано высо-
чайшему зрителю Бога Моисею (Исх.
3, 2). Радуйся, богоприятное руно, из
которого истекла небесная роса, чаша,
полная воды, по дивному Гедеону
(Суд. 6, 37). Радуйся, град Царя
Великого, который, удивляясь, вели-
чают цари, как изображает песнопи-
сец Давид (Пс. 47, 3). Радуйся, мыс-
ленный Вифлеем, дом Евфрафов, из
которого вышел Царь славы, дабы
быть князем во Израиле, его же
исходы из начала от дней века, как
говорит Божественный Михей
(Мих. 5, 2). Радуйся, приосененная
гора девственная, из которой явился
Святый Израилев, как взывает Бого-
духновенный Аввакум (Аввак. 3, 3).
Радуйся, златый и светоносный све-
тильник, из которого излился непри-
ступный свет Божества сидящим во
тьме и сени смертной, по Богодухно-
венному Захарии (Захар. 4, 2). Ра-
дуйся, общее очищение смертных,