15-й день
97
еши, и буияго умудрявши, и жаждущия благих
словес души учением Твоим, яко самаряныню
водою живою, напаяеши, блудника целомудренна
устрояеши, разбойнику рай отверзавши, зане Ты
еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и
животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе
славу и хвалу, честь и благодарение и славослов-
ление возсылаем и поклонение творим со Безна-
чальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим,
и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и
Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею
нашею Богородицею и Приснодевою Марйею,
ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Святая София Премудрость
Божия. Издавна человек был убеж-
ден, что Премудрость ? полнота зна-
ния о Боге и мире, ведение прошлого
и будущего?исключительная при-
надлежность Божества. Апостол Па-
вел в Послании к Коринфянам (1
Кор. 3,19) с максимальной полнотой
выразил эту мысль об ограниченно-
сти человеческого знания. По словам
святого Григория Нисского, «мир,
ограниченный евоими пределами, не
вместит в себе понятия беспредель-
ной премудрости» (Святой Григорий
Нисский. Против Евномия).
Многозначность слова «премуд-
рость» обнаруживается уже в Свя-
щенном Писании. Апостол Павел
использует его по отношению к Госпо-
ду Иисусу Христу (1 Кор. 1,24),
одному из Божественных свойств (1
Кор. 1,21), христианскому вероуче-
нию (1 Кор. 2,7), риторской «премуд-
рости слова» (1 Кор. 1,17). Пророк
Исайя духом премудрости называет
служебного духа (Ис. 11,2), а палами-
ты (XIV в.) именем «премудрость»
обозначили одну из божественных
энергий. В богослужении возгласом
«премудрость» молящимся дается
указание о высоком значении и глу-
бокой содержательности (премудро-
сти) следующего далее пения и
чтения.
Ветхозаветная традиция осмысле-
ния религиозного творчества как про-
явления исключительного дара ду-
ховной мудрости была воспринята
христианством и претворилась в
прекрасные произведения искусства,
возвышенно именуемые «умозрени-
ем в камне и красках». Один из
первых христианских храмов при
святом Константине Великом (ТЗЗ?)
был освящен во имя Святой Софии.
Факт этот говорит о продолжении
христианством еще одной ветхозавет-
ной традиции ? строить во имя и для
имени Первого Творца, «храм имени
Моему» (2 Пар. 6,8), «дом, в котором
пребывало бы имя Мое» (3 Цар. 8,16).
Вместе с тем для христианского ма-
стера, сознающего полноту христиан-
ского Откровения, творить?значило
не копировать ветхозаветные образ-
цы, но создавать более совершенные
произведения. Эту мысль ясно выра-
зил продолжатель дела равноапо-
стольного Константина император
Юстиниан (1"565), воскликнувший по
окончании строительства храма Свя-
той Софии: «Одолех тя, Соломоне».
Освящение церкви во имя Святой
Софии без дальнейшего разъяснения
этого имени, видимо, дает основание
предполагать, что сначала храм пос-
вящался Богу без разделения Лиц в
Троице. Однако в действительности
дело обстоит иначе. Авторитет апо-
стола Павла, назвавшего Иисуса
Христа Премудростью Божией (1 Кор.
1,24), и святоотеческие свидетельства
(Святой Ириней Лионский. Отрывки,
Святой Григорий Нисский. Против
Евномия, Блаженный Иероним. К
Павлину об изучении Священного
Писания, Блаженный Августин. О
граде Божием, Ориген. Против Цель-
са) не оставляют сомнений относи-
тельно того, что храм нарекался во