|
|||
15-й день
|
97
|
||
|
|||
еши, и буияго умудрявши, и жаждущия благих
словес души учением Твоим, яко самаряныню водою живою, напаяеши, блудника целомудренна устрояеши, разбойнику рай отверзавши, зане Ты еси всех благих Податель, и Вразумите ль, и животу Хранитель, Христе Боже наш, и Тебе славу и хвалу, честь и благодарение и славослов- ление возсылаем и поклонение творим со Безна- чальным Твоим Отцем, и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, и со Пресвятою и Пренепорочною Твоею Материю, Владычицею нашею Богородицею и Приснодевою Марйею, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. |
|||
|
|||
Святая София Премудрость
Божия. Издавна человек был убеж- ден, что Премудрость ? полнота зна- ния о Боге и мире, ведение прошлого и будущего?исключительная при- надлежность Божества. Апостол Па- вел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 3,19) с максимальной полнотой выразил эту мысль об ограниченно- сти человеческого знания. По словам святого Григория Нисского, «мир, ограниченный евоими пределами, не вместит в себе понятия беспредель- ной премудрости» (Святой Григорий Нисский. Против Евномия). Многозначность слова «премуд-
рость» обнаруживается уже в Свя- щенном Писании. Апостол Павел использует его по отношению к Госпо- ду Иисусу Христу (1 Кор. 1,24), одному из Божественных свойств (1 Кор. 1,21), христианскому вероуче- нию (1 Кор. 2,7), риторской «премуд- рости слова» (1 Кор. 1,17). Пророк Исайя духом премудрости называет служебного духа (Ис. 11,2), а палами- ты (XIV в.) именем «премудрость» обозначили одну из божественных энергий. В богослужении возгласом «премудрость» молящимся дается указание о высоком значении и глу- бокой содержательности (премудро- сти) следующего далее пения и чтения. Ветхозаветная традиция осмысле-
ния религиозного творчества как про- явления исключительного дара ду- ховной мудрости была воспринята христианством и претворилась в прекрасные произведения искусства, |
возвышенно именуемые «умозрени-
ем в камне и красках». Один из первых христианских храмов при святом Константине Великом (ТЗЗ?) был освящен во имя Святой Софии. Факт этот говорит о продолжении христианством еще одной ветхозавет- ной традиции ? строить во имя и для имени Первого Творца, «храм имени Моему» (2 Пар. 6,8), «дом, в котором пребывало бы имя Мое» (3 Цар. 8,16). Вместе с тем для христианского ма- стера, сознающего полноту христиан- ского Откровения, творить?значило не копировать ветхозаветные образ- цы, но создавать более совершенные произведения. Эту мысль ясно выра- зил продолжатель дела равноапо- стольного Константина император Юстиниан (1"565), воскликнувший по окончании строительства храма Свя- той Софии: «Одолех тя, Соломоне». Освящение церкви во имя Святой Софии без дальнейшего разъяснения этого имени, видимо, дает основание предполагать, что сначала храм пос- вящался Богу без разделения Лиц в Троице. Однако в действительности дело обстоит иначе. Авторитет апо- стола Павла, назвавшего Иисуса Христа Премудростью Божией (1 Кор. 1,24), и святоотеческие свидетельства (Святой Ириней Лионский. Отрывки, Святой Григорий Нисский. Против Евномия, Блаженный Иероним. К Павлину об изучении Священного Писания, Блаженный Августин. О граде Божием, Ориген. Против Цель- са) не оставляют сомнений относи- тельно того, что храм нарекался во |
||
|
|||