|
|||
98
|
Месяц август
|
||
|
|||
имя Господа Иисуса Христа, Бога-
Слова. Об этом прямо говорится в «Сказании о Святой Софии Царь- градской»: Ангел, явившийся сыну одного из строителей, повелевает на- звать храм Софией во имя Второго Лица Троицы: «Оттоле же прият такое наречение церкви, (да) именуется Святая София Слово Божие, наречен- ное от ангела Господня». Эту мысль подтверждает и то обстоятельство, что храмовые праздники «Отверзения» и «Обновления» храма приходились на канун Рождественского сочельника ? 22 и 23 декабря. Значимость наречения именем
Софии одного из первых христиан- ских храмов при Константине Вели- ком станет особенно понятной, если вспомнить, что именно это время потребовало чрезвычайных усилий Церкви в борьбе с гностицизмом и арианством, неверно понимавшими место и значение Премудрости Бо- жией в жизни мира. Отношение к миру как к порождению падшей мудрости и к Единородному Сыну как к творению, лишь причастному Отчей Премудрости, требовало от православных деятельного восстанов- ления славы Иисуса Христа ? Премудрости Божией, что и было достигнуто исповеданием Никейского Символа веры и посвящением одного из первых христианских храмов Софии. В одном из списков «Сказания о
Святой Софии Царьградской» гово- рится, что на месте явления Ангела «честна икона Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа утвердися». Это сообщение подтверждает Анто- ний Новгородский в своем «Паломни- ке», указывая, что в церкви Великой Софии «начертано бысть на стене образ святыя Софии». В некоторых списках «Паломника» Антония Нов- городского говорится и о содержании образа: это или «ангел», или «три ангела». В последнем случае, вероят- но, имеется в виду образ «Ветхозавет- ной Троицы». Этим сведения о пер- вой иконе Софии ограничиваются. Исследователи разногласят о пер-
воначальном типе византийской ико- нографии Софии. Одни находят его в выдержанном в античных традициях изображении ангелоподобной «женс- кой» фигуры с хартией или книгой в руке, сопровождаемом надписью «Со- |
фия». Такой предстает премудрость
на миниатюре Псалтири Парижской библиотеки, на миниатюре, опублико- ванной в книге «Искусство Византии в собраниях СССР». М., 1977, и в убранстве монреальского собора (над- пись: «8ар1епИа Ве1»). Другие исследователи считают,
что источником иконографии Софии Премудрости Божией является изоб- ражение Христа в ангельском облике, как на миниатюре Су прасльской Псал- тири (XIV в.), на которой изображена крылатая фигура, поддерживающая руками трехкупольный портик, и со- держится надпись: «Премудрость Бо- жия». Однако подобные изображения вряд ли могли найти одобрение в православной среде Византии, где свежа была горькая память о много- численных ересях, провозглашавших Спасителя Ангелом по естеству. Третий ряд исследователей счита-
ют, что христианским первоисточни- ком иконографии Премудрости была простая по форме и замыслу икона Спаса-Вседержителя с соответству- ющей надписью, похожая на ту, кото- рая воспроизведена на миниатюре лионской рукописи Психомахия Пру- денция, где изображен Иисус Христос с книгой в руке и надписью: «Запела 8орЫа». Впоследствии видный богос- лов XVII века инок Евфимий нахо- дил подобную композицию наиболее подходящей для выражения идеи Софии: «Приличнее мниться писати Святую Софию, рекше: мудрость,воп- лощеннаго Христа Бога, яко и пишет- ся муж совершен, яко бе». Но и такая композиция иконы
Софии не могла вполне удовлетво- рить византийских иконописцев. Она отличалась от обычных икон Спаса- Вседержителя лишь надписью, не выражала всех идей и образов, вкла- дываемых христианским богослови- ем в понятие Премудрости Божией. Начался столетиями длившийся про- цесс усложнения композиции иконы. Поначалу иконописцы прибавляли к изображению Спасителя образы пред- стоящих Ему Небесных Сил. Компо- зиционная перестройка позволила выделить икону Софии из ряда дру- гих Господских икон, придала ей самобытность. Это обстоятельство, ве- роятно, и побудило некоторых цер- ковных археологов считать ее нача- лом иконографии Софии Премудро- |
||
|
|||