98
Месяц август
имя Господа Иисуса Христа, Бога-
Слова. Об этом прямо говорится в
«Сказании о Святой Софии Царь-
градской»: Ангел, явившийся сыну
одного из строителей, повелевает на-
звать храм Софией во имя Второго
Лица Троицы: «Оттоле же прият такое
наречение церкви, (да) именуется
Святая София Слово Божие, наречен-
ное от ангела Господня». Эту мысль
подтверждает и то обстоятельство, что
храмовые праздники «Отверзения» и
«Обновления» храма приходились на
канун Рождественского сочельника ?
22 и 23 декабря.
Значимость наречения именем
Софии одного из первых христиан-
ских храмов при Константине Вели-
ком станет особенно понятной, если
вспомнить, что именно это время
потребовало чрезвычайных усилий
Церкви в борьбе с гностицизмом и
арианством, неверно понимавшими
место и значение Премудрости Бо-
жией в жизни мира. Отношение к
миру как к порождению падшей
мудрости и к Единородному Сыну
как к творению, лишь причастному
Отчей Премудрости, требовало от
православных деятельного восстанов-
ления славы Иисуса Христа ?
Премудрости Божией, что и было
достигнуто исповеданием Никейского
Символа веры и посвящением одного
из первых христианских храмов
Софии.
В одном из списков «Сказания о
Святой Софии Царьградской» гово-
рится, что на месте явления Ангела
«честна икона Великаго Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа утвердися».
Это сообщение подтверждает Анто-
ний Новгородский в своем «Паломни-
ке», указывая, что в церкви Великой
Софии «начертано бысть на стене
образ святыя Софии». В некоторых
списках «Паломника» Антония Нов-
городского говорится и о содержании
образа: это или «ангел», или «три
ангела». В последнем случае, вероят-
но, имеется в виду образ «Ветхозавет-
ной Троицы». Этим сведения о пер-
вой иконе Софии ограничиваются.
Исследователи разногласят о пер-
воначальном типе византийской ико-
нографии Софии. Одни находят его в
выдержанном в античных традициях
изображении ангелоподобной «женс-
кой» фигуры с хартией или книгой в
руке, сопровождаемом надписью «Со-
фия». Такой предстает премудрость
на миниатюре Псалтири Парижской
библиотеки, на миниатюре, опублико-
ванной в книге «Искусство Византии
в собраниях СССР». М., 1977, и в
убранстве монреальского собора (над-
пись: «8ар1епИа Ве1»).
Другие исследователи считают,
что источником иконографии Софии
Премудрости Божией является изоб-
ражение Христа в ангельском облике,
как на миниатюре Су прасльской Псал-
тири (XIV в.), на которой изображена
крылатая фигура, поддерживающая
руками трехкупольный портик, и со-
держится надпись: «Премудрость Бо-
жия». Однако подобные изображения
вряд ли могли найти одобрение в
православной среде Византии, где
свежа была горькая память о много-
численных ересях, провозглашавших
Спасителя Ангелом по естеству.
Третий ряд исследователей счита-
ют, что христианским первоисточни-
ком иконографии Премудрости была
простая по форме и замыслу икона
Спаса-Вседержителя с соответству-
ющей надписью, похожая на ту, кото-
рая воспроизведена на миниатюре
лионской рукописи Психомахия Пру-
денция, где изображен Иисус Христос
с книгой в руке и надписью: «Запела
8орЫа». Впоследствии видный богос-
лов XVII века инок Евфимий нахо-
дил подобную композицию наиболее
подходящей для выражения идеи
Софии: «Приличнее мниться писати
Святую Софию, рекше: мудрость,воп-
лощеннаго Христа Бога, яко и пишет-
ся муж совершен, яко бе».
Но и такая композиция иконы
Софии не могла вполне удовлетво-
рить византийских иконописцев. Она
отличалась от обычных икон Спаса-
Вседержителя лишь надписью, не
выражала всех идей и образов, вкла-
дываемых христианским богослови-
ем в понятие Премудрости Божией.
Начался столетиями длившийся про-
цесс усложнения композиции иконы.
Поначалу иконописцы прибавляли к
изображению Спасителя образы пред-
стоящих Ему Небесных Сил. Компо-
зиционная перестройка позволила
выделить икону Софии из ряда дру-
гих Господских икон, придала ей
самобытность. Это обстоятельство, ве-
роятно, и побудило некоторых цер-
ковных археологов считать ее нача-
лом иконографии Софии Премудро-