15-й день
99
сти Божией. При этом они ссылались
на отчасти сохранившиеся изображе-
ния двух Ангелов и надпись «София
Иисус Христос» на утраченной роспи-
си в александрийских катакомбах.
Необходимость воссоздания обра-
зов Небесных Сил на иконе осознава-
лась и русскими иконописцами. Мит-
рополит Макарий, повелев начертать
образ Софии над западными дверьми
новгородского собора, посчитал необ-
ходимым прибавить к нему изобра-
жения двух Архангелов «по странам,
на поклонение всем православным
крестьяном». А позднее в московских
государевых палатах был написан
«Спас на херувимах» с подписью
«Премудрость Ис.Хс».
Привнесением образов Небесных
Сил в икону Софии византийская
иконопись не ограничилась. Это по-
нятно. Подобное усложнение отвеча-
ло требованиям богословской идеи
Премудрости лишь постольку, пос-
кольку выражало необходимость осо-
бого почитания Софии. Однако оно
почти ничего не говорило о Ее
природе
Изображения Небесных Сил на
иконе не удовлетворяли и русских
иконописцев. Когда пришел их черед
разрабатывать композицию образа
Премудрости Божией, они перемести-
ли изображения Ангелов из центра к
периферии иконной плоскости, сооб-
щив им иное, нежели на византий-
ской иконе, назначение.
Однако подобное перемещение
вряд ли могло произойти, если бы еще
в Византии композиция иконы не
подвергалась коренной перестройке:
центральное место в ней заняло изоб-
ражение Ангела в царско-
архиерейском облачении. Смысл об-
раза ясен?представить Бога-Слово
в Его ветхозаветном предзнаменова-
нии как Ангела Великого Совета.
Понять, что речь идет именно о Боге,
а не о служебном духе, можно из того,
что русские иконописцы иногда изоб-
ражали Его с крестчатым нимбом
(как на росписи наружной стены
московского Успенского собора). Само
же погрудное изображение Спасителя
в «совершенном возрасте», возрасте
Его евангельского служения, заклю-
ченное в круг, было помещено над
изображением Ангела. Такую компо-
зицию обнаружил Н. Кондаков»- на
странице одной синайской рукописи.
Совмещение изображений Ангела и
Спасителя придало иконе совершен-
но новый смысл и звучание, сделало
ее олицетворением вневременного
характера Промышления и Домо-
строительства Божия, символом пре-
мудрого единства Ветхого и Нового
Заветов.
Церковных археологов, наряду с
поисками византийских корней ико-
ны Софии,издавна волновал вопрос о
времени и обстоятельствах появле-
ния ее на Руси. Приблизительное
время (XI в.) называет священник
Сильвестр: «Князь Великий Влади-
мир Ярославич повеле в Новгороде
поставити церковь камену, святую
Софию, Премудрость Божия тогдыже
написана». Большую определенность
содержат сведения относительно ме-
ста первого появления иконы на Руси
и происхождения ее. Местом, по
общему мнению, является Новгород,
а происхождение византийское: «из
Корсуни», «греческий перевод», «гре-
ческих живописцев». До нашего вре-
мени первая икона Софии не дошла,
и об облике ее и содержании можно
лишь догадываться.
Вопрос о времени появления на
Руси иконы Софии?вопрос не праз-
дный. Дело в том, что летописи,
археология и анализ композиций сох-
ранившихся памятников так или
иначе связывают историю иконы со
временем и деятельностью Митропо-
лита Макария (XVI в.). Но связь
такая верна в том случае, если речь
идет о русском новгородском продол-
жении греческой иконы Премудро-
сти.
В письменных источниках икона
впервые упоминается в связи с осу-
ществленной под руководством Мит-
рополита Макария работой по укра-
шению Новгородской Софии. Он «са-
мую чюдную икону святую Софею
выше воздвиг» и велел написать ее
вместе с другими образами над за-
падными дверьми храма, где прежде
была другая фреска. Можно предпо-
ложить, что сам Митрополит участво-
вал в разработке композиции новго-
родской иконы. Известно, что он был
иконописцем и крупнейпгим рефор-
матором церковного искусства, при-
лежание имевшим и «до самых ве-
щей, еже бысть сия вещь сделати, еже
из начала града не бывала, даже бы и
та вещь была к дому Святей Софии».