|
|||
15-й день
|
99
|
||
|
|||
сти Божией. При этом они ссылались
на отчасти сохранившиеся изображе- ния двух Ангелов и надпись «София Иисус Христос» на утраченной роспи- си в александрийских катакомбах. Необходимость воссоздания обра-
зов Небесных Сил на иконе осознава- лась и русскими иконописцами. Мит- рополит Макарий, повелев начертать образ Софии над западными дверьми новгородского собора, посчитал необ- ходимым прибавить к нему изобра- жения двух Архангелов «по странам, на поклонение всем православным крестьяном». А позднее в московских государевых палатах был написан «Спас на херувимах» с подписью «Премудрость Ис.Хс». Привнесением образов Небесных
Сил в икону Софии византийская иконопись не ограничилась. Это по- нятно. Подобное усложнение отвеча- ло требованиям богословской идеи Премудрости лишь постольку, пос- кольку выражало необходимость осо- бого почитания Софии. Однако оно почти ничего не говорило о Ее природе Изображения Небесных Сил на
иконе не удовлетворяли и русских иконописцев. Когда пришел их черед разрабатывать композицию образа Премудрости Божией, они перемести- ли изображения Ангелов из центра к периферии иконной плоскости, сооб- щив им иное, нежели на византий- ской иконе, назначение. Однако подобное перемещение
вряд ли могло произойти, если бы еще в Византии композиция иконы не подвергалась коренной перестройке: центральное место в ней заняло изоб- ражение Ангела в царско- архиерейском облачении. Смысл об- раза ясен?представить Бога-Слово в Его ветхозаветном предзнаменова- нии как Ангела Великого Совета. Понять, что речь идет именно о Боге, а не о служебном духе, можно из того, что русские иконописцы иногда изоб- ражали Его с крестчатым нимбом (как на росписи наружной стены московского Успенского собора). Само же погрудное изображение Спасителя в «совершенном возрасте», возрасте Его евангельского служения, заклю- ченное в круг, было помещено над изображением Ангела. Такую компо- зицию обнаружил Н. Кондаков»- на странице одной синайской рукописи. |
Совмещение изображений Ангела и
Спасителя придало иконе совершен- но новый смысл и звучание, сделало ее олицетворением вневременного характера Промышления и Домо- строительства Божия, символом пре- мудрого единства Ветхого и Нового Заветов. Церковных археологов, наряду с
поисками византийских корней ико- ны Софии,издавна волновал вопрос о времени и обстоятельствах появле- ния ее на Руси. Приблизительное время (XI в.) называет священник Сильвестр: «Князь Великий Влади- мир Ярославич повеле в Новгороде поставити церковь камену, святую Софию, Премудрость Божия тогдыже написана». Большую определенность содержат сведения относительно ме- ста первого появления иконы на Руси и происхождения ее. Местом, по общему мнению, является Новгород, а происхождение византийское: «из Корсуни», «греческий перевод», «гре- ческих живописцев». До нашего вре- мени первая икона Софии не дошла, и об облике ее и содержании можно лишь догадываться. Вопрос о времени появления на
Руси иконы Софии?вопрос не праз- дный. Дело в том, что летописи, археология и анализ композиций сох- ранившихся памятников так или иначе связывают историю иконы со временем и деятельностью Митропо- лита Макария (XVI в.). Но связь такая верна в том случае, если речь идет о русском новгородском продол- жении греческой иконы Премудро- сти. В письменных источниках икона
впервые упоминается в связи с осу- ществленной под руководством Мит- рополита Макария работой по укра- шению Новгородской Софии. Он «са- мую чюдную икону святую Софею выше воздвиг» и велел написать ее вместе с другими образами над за- падными дверьми храма, где прежде была другая фреска. Можно предпо- ложить, что сам Митрополит участво- вал в разработке композиции новго- родской иконы. Известно, что он был иконописцем и крупнейпгим рефор- матором церковного искусства, при- лежание имевшим и «до самых ве- щей, еже бысть сия вещь сделати, еже из начала града не бывала, даже бы и та вещь была к дому Святей Софии». |
||
|
|||