28-й день
141
Феодосием Печерскими, распростра-
няла сияние великих духовных под-
вигов по всей земле Русской. Монахи
Киево-Печерского монастыря стали
первыми тружениками русского ино-
ческого подвижничества. Их молит-
венные подвиги воодушевили после-
дующие поколения на великие духов-
ные труды.
Эта обитель, по словам Киево-Пе-
черского Патерика, была поставле-
на «слезами, пощением, молитвою,
бдением». Преподобный Антоний, го-
ворит один из авторов Патерика, «не
имел ни золота, ни серебра, да приоб-
рел все слезами и постом». В бытность
преподобного Феодосия игуменом
Лавра жила милостыней, которую в
изобилии получала от князя и от
мирян, привлекаемых благочестием
и святостью жизни монашеской
общины.
Приняв монастырь на свое попе-
чение по благословению преподобно-
го Антония преподобный Феодосии
усугубил в нем воздержание, «вели-
кое пощение и молитвы со слезами»;
когда же число братии превысило
100 человек, он стал искать подходя-
щий монастырский устав для устро-
ения внутренней жизни монастыря.
Преподобный Феодосии избрал Сту-
дийский устав, который в дальней-
шем. был заимствован у Киево-
Печерской Лавры другими русскими
монастырями.
В условиях строгой монастырской
жизни и каждодневных аскетических
подвигов иноки Киево-Печерской
обители, как «светила сияли на Ру-
си». «Одни были крепкие постники,
другие подвизались в бдении, иные
на земных поклонах; иные постились
по дню и по два, иные ели хлеб с
водою, иные одну вареную зелень,
или одну сырую»,?свидетельствует
Киево-Печерский Патерик.
Большое внимание уделялось в
обители послушанию: «Меньшие по-
корялись старшим и не смели гово-
рить перед ними; но все делали с
покорностью и с великим послушани-
ем».
В обители царила истинно христи-
анская любовь в отношениях между
братией. В Патерике особо отмечает-
ся взаимная забота иноков друг о
друге, попечение о младших со сторо-
ны старших насельников, которые
«научали меньших и утешали, как
детей возлюбленных. Если брат впа-
дал в какое-нибудь прегрешение, дру-
гие утешали его и по великой любви
своей епитимию разделяли трое или
четверо... Если который-нибудь брат
уходил из монастыря, вся братия
сильно почалилась о том; посылали за
ушедшим и, призвав его в мона-
стырь, шли к игумену, кланялись,
просили за него и принимали в
монастырь с радостью. Такие-то были
любящие, воздержные постники!» ?
восклицает инок Киево-Печерской
обители преподобный Нестор Летопи-
сец.
Живя милостыней мира, мона-
стырь и сам стремился помогать от
своих избытков сирым, голодным и
неимущим людям. Неподалеку от
Киево-Печерской Лавры преподоб-
ным Феодосием был построен стран-
ноприимный дом для нищих и боль-
ных, которым оказывалась всемерная
помощь. Каждую субботу монастырь
отправлял в город воз хлеба, предназ-
наченного для заключенных в тюрь-
мах. Бывали случаи, когда милосты-
ня оказывалась даже пойманным на
попытке ограбления монастыря раз-
бойникам, против которых в духе
великой христианской любви не воз-
буждалось никакого преследования.
Из всех аскетических подвигов
особое распространение среди иноков
Киево-Печерской Лавры получило
затворничество. Претерпевая вели-
кие искушения, подвижники выходи-
ли из них победителями благодаря
глубочайшей вере, многотерпению,
беспредельной верности Богу, усер-
дной непрестанной молитве и сурово-
му посту. Среди преподобных отцов
Киево-Печерских, почивающих в
Дальних пещерах, память которых
Церковь празднует 28 августа, более
половины прославились затворниче-
ством и великим постничеством.
В число этих преподобных отцов
входят иноки, совершавшие свой ду-
ховный подвиг в разные периоды
времени ? с XI по XV век. О каж-
дом из них не сохранилось под-
робных житийных сведений, за ис-
ключением имени, времени несения
подвига и указания о том, на какой
стезе тот или иной инок нес духовные
труды и подвиги. В общем списке
празднуемых 28 августа преподоб-
ных отцов Киево-Печерских Церковь
чтит память следующих подвижни-