|
|||
28-й день
|
141
|
||
|
|||
Феодосием Печерскими, распростра-
няла сияние великих духовных под- вигов по всей земле Русской. Монахи Киево-Печерского монастыря стали первыми тружениками русского ино- ческого подвижничества. Их молит- венные подвиги воодушевили после- дующие поколения на великие духов- ные труды. Эта обитель, по словам Киево-Пе-
черского Патерика, была поставле- на «слезами, пощением, молитвою, бдением». Преподобный Антоний, го- ворит один из авторов Патерика, «не имел ни золота, ни серебра, да приоб- рел все слезами и постом». В бытность преподобного Феодосия игуменом Лавра жила милостыней, которую в изобилии получала от князя и от мирян, привлекаемых благочестием и святостью жизни монашеской общины. Приняв монастырь на свое попе-
чение по благословению преподобно- го Антония преподобный Феодосии усугубил в нем воздержание, «вели- кое пощение и молитвы со слезами»; когда же число братии превысило 100 человек, он стал искать подходя- щий монастырский устав для устро- ения внутренней жизни монастыря. Преподобный Феодосии избрал Сту- дийский устав, который в дальней- шем. был заимствован у Киево- Печерской Лавры другими русскими монастырями. В условиях строгой монастырской
жизни и каждодневных аскетических подвигов иноки Киево-Печерской обители, как «светила сияли на Ру- си». «Одни были крепкие постники, другие подвизались в бдении, иные на земных поклонах; иные постились по дню и по два, иные ели хлеб с водою, иные одну вареную зелень, или одну сырую»,?свидетельствует Киево-Печерский Патерик. Большое внимание уделялось в
обители послушанию: «Меньшие по- корялись старшим и не смели гово- рить перед ними; но все делали с покорностью и с великим послушани- ем». В обители царила истинно христи-
анская любовь в отношениях между братией. В Патерике особо отмечает- ся взаимная забота иноков друг о друге, попечение о младших со сторо- ны старших насельников, которые «научали меньших и утешали, как |
детей возлюбленных. Если брат впа-
дал в какое-нибудь прегрешение, дру- гие утешали его и по великой любви своей епитимию разделяли трое или четверо... Если который-нибудь брат уходил из монастыря, вся братия сильно почалилась о том; посылали за ушедшим и, призвав его в мона- стырь, шли к игумену, кланялись, просили за него и принимали в монастырь с радостью. Такие-то были любящие, воздержные постники!» ? восклицает инок Киево-Печерской обители преподобный Нестор Летопи- сец. Живя милостыней мира, мона-
стырь и сам стремился помогать от своих избытков сирым, голодным и неимущим людям. Неподалеку от Киево-Печерской Лавры преподоб- ным Феодосием был построен стран- ноприимный дом для нищих и боль- ных, которым оказывалась всемерная помощь. Каждую субботу монастырь отправлял в город воз хлеба, предназ- наченного для заключенных в тюрь- мах. Бывали случаи, когда милосты- ня оказывалась даже пойманным на попытке ограбления монастыря раз- бойникам, против которых в духе великой христианской любви не воз- буждалось никакого преследования. Из всех аскетических подвигов
особое распространение среди иноков Киево-Печерской Лавры получило затворничество. Претерпевая вели- кие искушения, подвижники выходи- ли из них победителями благодаря глубочайшей вере, многотерпению, беспредельной верности Богу, усер- дной непрестанной молитве и сурово- му посту. Среди преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, память которых Церковь празднует 28 августа, более половины прославились затворниче- ством и великим постничеством. В число этих преподобных отцов
входят иноки, совершавшие свой ду- ховный подвиг в разные периоды времени ? с XI по XV век. О каж- дом из них не сохранилось под- робных житийных сведений, за ис- ключением имени, времени несения подвига и указания о том, на какой стезе тот или иной инок нес духовные труды и подвиги. В общем списке празднуемых 28 августа преподоб- ных отцов Киево-Печерских Церковь чтит память следующих подвижни- |
||
|
|||