292
Месяц август
лий, пополнении обители иноками и
устройстве монашеского общежития.
В 1652 году царь Алексей Михай-
лович (1645 ?1676), по повелению
явившегося ему благоверного князя
Даниила, совершил торжественное
открытие мощей святого. 30 августа
Патриарх Никон с собором епископов
и царь Алексей Михайлович с при-
дворными открыли могилу благовер-
ного князя и обрели честные мощи
нетленными. В то же время среди
многочисленного народа произошло
немало чудесных исцелений. Святые
мощи были торжественно перенесены
в монастырский храм в честь святых
отцов Семи Вселенских Соборов и
положены в специально приготовлен-
ной деревянной гробнице напротив
правого клироса. Тогда же благовер-
ный князь Даниил был причислен к
лику святых и ему было установлено
общецерковное празднование: 4 мар-
та? в день блаженной кончины и
30 августа ? в день обретения нет-
ленных мощей. В 1763 году святые
мощи были переставлены в арку у
левого клироса. В 1812 году серебря-
ный оклад гробницы, устроенный на
пожертвования князя Феодора Ивано-
вича Голицына, был похищен фран-
цузами. В 1817 году святые мощи
благоверного князя Даниила были
переложены в новую серебряную
гробницу. У святых мощей, на восточ-
ной стене арки, была установлена
икона благоверного князя Даниила,
который был написан в полный рост в
иноческом одеянии на доске, бывшей
прежде верхней крышкой деревян-
ной гробницы. В изголовье было
устроено в стене арки углубление для
иеромонаха, служившего заказной
молебен благоверному князю.
На протяжении своей многовеко-
вой истории Даниловский монастырь
претерпел немало испытаний. Так,
еще в XIV веке братия монастыря,
страдая от набегов татар, пересели-
лась вместе с игуменом вначале в
Спасский монастырь в Кремле, затем
в Новоспасский. В Смутное время
(начало XVII в.) обитель разорили
поляки, а в 1812 году ? французы,
унесшие с собой многие ее реликвии.
В конце XVII века Даниловский
монастырь был сильно укреплен и
обнесен кирпичной стеной с семью
башнями. Расцвет обители относится
ко второй половине XVIII ? первой
трети XIX века. В то время были
построены новые храмы, воздвигнута
колокольня, расширена территория
монастыря. Митрополит Московский
Платон (Левшин) в 1801 году соста-
вил житие и службу святому князю
Даниилу. Ранее, в 1761 году, была
составлена первая служба святому
князю Даниилу настоятелем мона-
стыря архимандритом Константи-
ном. В 1765 году митрополит Крутиц-
кий Амвросий издал распоряжение:
на богослужебных отпустах в храмах
Москвы поминать и имя святого
благоверного князя Даниила.
Самой значительной постройкой в
Даниловском монастыре стал храм во
Имя Пресвятой Троицы (1833, архи-
тектор Е. Д. Тюрин). Над святыми
вратами обители был воздвигнут
храм во имя преподобного Симеона
Столпника со звонницей, колокола
которой славились особым тональным
подбором (самый большой колокол
весил 720 пудов). Наименование это-
го храма в сочетании с другим,
первым храмом обители во имя пре-
подобного Даниила Столпника, дает
основание заключить об особом почи-
тании подвига столпничества на Ру-
си еще с древних времен. Не случай-
но этот вид подвижничества получил
распространение на Руси в XV и
XVI веках. Даниловский монастырь с
самого начала своего существования
стал одним из средоточий русской
духовности. Он славился строгостью
иноческого жития, уставностью бого-
служения и церковного пения, особым
благолепием храмов. Святая обитель
хранила древние традиции монасты-
ря, напоминавшие ей о многочислен-
ных благодеяниях, какие являл угод-
ник Божий благоверный князь Дани-
ил братии, граду Москве и всему
Отечеству. Так, в день памяти свято-
го Даниила из соборов Кремля совер-
шался крестный ход в Даниловский
монастырь в ознаменование истори-
ческой связи и преемственности меж-
ду святыми местами столицы. Чти-
мыми иконами в Даниловском мона-
стыре были икона Божией Матери,
именуемая «Троеручица», и образ
преподобного Иоанна Кассиана Рим-
лянина, пред которыми совершались
торжественные молебные пения. Осо-
бую честь и прославление воздавали
в обители самому ее основателю ?
благоверному князю Даниилу, перед