|
|||
30-й день
|
293
|
||
|
|||
мощами которого совершался ака-
фист каждое воскресение. Даниловский монастырь славился
замечательной библиотекой и богатой ризницей, изданием духовной лите- ратуры. При монастыре существова- ло церковноприходское училище, ко- торое с 1892 года пользовалось особой известностью. В 20-е годы текущего столетия в обители совершали свя- щеннослужение архимандриты Гео- ргий (Лавров), Иоаким, наместник монастыря Поликарп. Светлую па- мять оставил в обители ее настоятель епископ Волоколамский Феодор (Поз- деевский), бывший ректор Москов- ской Духовной Академии (незадолго до кончины он принял схиму с име- нем Даниил ? в честь святого Дани- ила Московского). 30 августа 1917 го- да, в день памяти святого князя Даниила, мощи его были перенесены в храм Святой Троицы. Чин перене- сения совершили митрополит Мос- ковский Тихон (впоследствии Святей- ший Патриарх) и настоятель мона- стыря епископ Феодор. Даниловский монастырь с давнего
времени был усыпальницей не только для монашеской братии. Здесь были похоронены Н. В. Гоголь, Н. М. Язы- ков, Ю. Н. Венелин, А. С. Хомяков, Н. Г. Рубинштейн, Ю, Ф. Самарин и другие. (В 30-х годах нашего века останки Н. В. Гоголя, А. С. Хомяко- ва, Н. М. Языкова и Н. Г. Рубин- штейна были перенесены на Новоде- вичье кладбище.) Церковное и историческое насле-
дие Даниловского монастыря неоспо- римо велико, свято и назидательно для православных людей. Оно связа- но с именем святого ктитора мона- стыря ? благоверного великого князя Московского Даниила, деятельность которого составила в истории замеча- тельную эпоху. 17 мая 1983 года решением пра-
вительства комплекс Даниловского монастыря и прилегающая к нему территория с храмом Воскресения словущего переданы Русской Правос- лавной Церкви. Святейший Патри- |
арх Московский и всея Руси Пимен и
Священный Синод Русской Правос- лавной Церкви постановили создать в древней обители духовный и админи- стративный центр Московского Пат- риархата. Одновременно была созда- на комиссия по восстановлению и реставрации Даниловской обители. На территории монастыря в течение нескольких лет были построены и реконструированы здания резиден- ции Святейшего Патриарха, насто- ятельские покои, братские келлии, бывшая епархиальная больница и другие сооружения. С особой тща- тельностью восстанавливались Тро- ицкий собор, храм святых отцов Семи Вселенских Соборов, надвратная ко- локольня. В росписи иконостасов уча- ствовал известный современный ико- нописец, насельник Троице-Сер- гиевой Лавры (ныне ? Успенского Псково-Печерского монастыря) игу- мен Зинон. Обновленная святая оби- тель, стоящая у истоков единого Рус- ского государства, стала достойным памятником юбилея 1000-летия Кре- щения Руси, празднование которого отметила Русская Православная Церковь в 1988 году. Литература
1. Амфилохий, архимандрит. Ле-
тописи и другие сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче. М., 1873. 2. Благоверный князь Даниил
Московский (К 600-летию со времени его блаженной кончины).? Церковные ведомости, 1903, ¦ 3. 3. Вольгин А. Святой благовер-
ный Даниил, великий князь Москов- ский.?ЖМП, 1977, ¦ 10, с. 71 ? 73. 4. Дионисий, архимандрит. Дани-
ловский мужской монастырь. Крат- кий очерк. М., 1898. 5. Дионисий, архимандрит. О свя-
том благоверном Данииле ? великом князе Московском. М., 1898. 6. О передаче Московскому Пат-
риархату Даниловского монастыря в Москве.? Журнал Московской Пат- риархии, 1983, ¦ 8, с. 2. |
||
|
|||