30-й день
293
мощами которого совершался ака-
фист каждое воскресение.
Даниловский монастырь славился
замечательной библиотекой и богатой
ризницей, изданием духовной лите-
ратуры. При монастыре существова-
ло церковноприходское училище, ко-
торое с 1892 года пользовалось особой
известностью. В 20-е годы текущего
столетия в обители совершали свя-
щеннослужение архимандриты Гео-
ргий (Лавров), Иоаким, наместник
монастыря Поликарп. Светлую па-
мять оставил в обители ее настоятель
епископ Волоколамский Феодор (Поз-
деевский), бывший ректор Москов-
ской Духовной Академии (незадолго
до кончины он принял схиму с име-
нем Даниил ? в честь святого Дани-
ила Московского). 30 августа 1917 го-
да, в день памяти святого князя
Даниила, мощи его были перенесены
в храм Святой Троицы. Чин перене-
сения совершили митрополит Мос-
ковский Тихон (впоследствии Святей-
ший Патриарх) и настоятель мона-
стыря епископ Феодор.
Даниловский монастырь с давнего
времени был усыпальницей не только
для монашеской братии. Здесь были
похоронены Н. В. Гоголь, Н. М. Язы-
ков, Ю. Н. Венелин, А. С. Хомяков,
Н. Г. Рубинштейн, Ю, Ф. Самарин и
другие. (В 30-х годах нашего века
останки Н. В. Гоголя, А. С. Хомяко-
ва, Н. М. Языкова и Н. Г. Рубин-
штейна были перенесены на Новоде-
вичье кладбище.)
Церковное и историческое насле-
дие Даниловского монастыря неоспо-
римо велико, свято и назидательно
для православных людей. Оно связа-
но с именем святого ктитора мона-
стыря ? благоверного великого князя
Московского Даниила, деятельность
которого составила в истории замеча-
тельную эпоху.
17 мая 1983 года решением пра-
вительства комплекс Даниловского
монастыря и прилегающая к нему
территория с храмом Воскресения
словущего переданы Русской Правос-
лавной Церкви. Святейший Патри-
арх Московский и всея Руси Пимен и
Священный Синод Русской Правос-
лавной Церкви постановили создать в
древней обители духовный и админи-
стративный центр Московского Пат-
риархата. Одновременно была созда-
на комиссия по восстановлению и
реставрации Даниловской обители.
На территории монастыря в течение
нескольких лет были построены и
реконструированы здания резиден-
ции Святейшего Патриарха, насто-
ятельские покои, братские келлии,
бывшая епархиальная больница и
другие сооружения. С особой тща-
тельностью восстанавливались Тро-
ицкий собор, храм святых отцов Семи
Вселенских Соборов, надвратная ко-
локольня. В росписи иконостасов уча-
ствовал известный современный ико-
нописец, насельник Троице-Сер-
гиевой Лавры (ныне ? Успенского
Псково-Печерского монастыря) игу-
мен Зинон. Обновленная святая оби-
тель, стоящая у истоков единого Рус-
ского государства, стала достойным
памятником юбилея 1000-летия Кре-
щения Руси, празднование которого
отметила Русская Православная
Церковь в 1988 году.
Литература
1.  Амфилохий, архимандрит. Ле-
тописи и другие сказания о святом
благоверном великом князе Данииле
Александровиче. М., 1873.
2.  Благоверный князь Даниил
Московский (К 600-летию со времени
его          блаженной          кончины).?
Церковные ведомости, 1903, ¦ 3.
3.  Вольгин А. Святой благовер-
ный Даниил, великий князь Москов-
ский.?ЖМП, 1977, ¦ 10, с. 71 ? 73.
4.  Дионисий, архимандрит. Дани-
ловский мужской монастырь. Крат-
кий очерк. М., 1898.
5.  Дионисий, архимандрит. О свя-
том благоверном Данииле ? великом
князе Московском. М., 1898.
6.  О передаче Московскому Пат-
риархату Даниловского монастыря в
Москве.? Журнал Московской Пат-
риархии, 1983, ¦ 8, с. 2.