31-й день
353
вию Тебе вопиющих: / радость, и веселие, и жизнь
наша Ты еси.
Слава, и ныне, глас 2: Смысл очйстивше и ум:
писан на вечерни, на стиховне.
Славословие великое. Ектений и отпуст.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны канонов, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 3,
песнь Богородицы: Велйчит душа Моя Господа, / и возра-
довася дух Мой о Бозе, Спасе Моем.
Стих: Йко призре на
смирение Рабы Своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Апостол к Евреем, зачало 320. Аллилуйя, глас 2: Воскресни,
Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея.
Стих:
Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея.
Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения
прииму:
Положение честного пояса
Пресвятой Богородицы. После бла-
женного Успения Пресвятой Богоро-
дицы ее одежды, среди которых был и
пояс, передавались верующими в
Иерусалиме из поколения в поколе-
ние как святыни.
В правление греческого императо-
ра Аркадия (395?408), сына Феодо-
сия Великого, честной пояс Пресвя-
той Богородицы был перенесен из
Иерусалима в Константинополь. По
повелению императора Аркадия его
положили в особо устроенном
ковчеге.
В 408 году Пульхерия, сестра
вступившего на престол Феодосия
Младшего (408?450), перенесла свя-
тыню в построенный для нее в Кон-
стантинополе храм. Место, на кото-
ром был построен храм именовалось
Халкопратиями (что в переводе озна-
чает медное торжище). Оно распола-
галось недалеко от главного собора
Константинополя ? во имя Святой
Софии, Премудрости Божией.
Честной пояс Пресвятой Богоро-
дицы находился здесь в драгоценном
ковчеге, запечатанном царской
печатью.
Разразившиеся в следующем веке
общественные волнения и бедствия
побудили перенести эту святыню в
каппадокийский город Зилу.
При императоре Юстиниане
(527?565) честной пояс Пресвятой
Богородицы был вновь возвращен в
Конста нтинополь.
В IX веке супруга императора
Льва Философа (886?912) Зоя, стра-
давшая тяжкой болезнью, однажды
во сне получила откровение, согласно
которому ее выздоровление должно
было наступить после возложения на
нее пояса Пресвятой Богородицы.
Императрица поведала об этом
Льву Философу и Патриарху Кон-
стантинопольскому, после чего ковчег
решено было открыть.
Пояс был обнаружен неповреж-
денным. После того как руками
Патриарха он был возложен на импе-
ратрицу, болящая тотчас получила
исцеление. Все свидетели этого чуда
прославили Всемилостивого Бога и
Его Пречистую Матерь, после чего
святыня была с благоговением воз-
вращена в ковчег.
Греческая Церковь в начале X ве-
ка в воспоминание об этом событии
установила празднование Положения
пояса Пресвятой Богородицы, кото-
рое впоследствии стало совершаться
и Русской Церковью.
В конце X века пояс был разделен
на три части. Византийские импера-
торы нередко брали с собой эту
святыню в военные походы. Однаж-
ды
после поражения греков часть
пояса перешла к победившему Бол-
гарскому царю Коломану. Еще одна
часть была принесена в Грузию до-
черью Византийского императора Ро-
мана III Аргира (1028?1034), кото-
рая вступила в брак с грузинским
царем Багратом Куропалатом.