|
|||
24-й дет.
|
47
|
||
|
|||
ян, которые не хотели, чтобы на их
земле возникла обитель. Злые люди оскорбляли святого и угрожали убий- ством. Преподобный терпел обиды с кротостью и смирением. Однажды крестьяне пришли в келлию святого и, не застав его там, убили его келейника. Тогда преподобный Арсе- ний ушел из Комельского леса за 30 верст в дикий Шилегонский лес на реке Шингор. Полное уединение этого места вполне соответствовало сердеч- ному влечению святого Арсения слу- жить Господу в безвестной пустыни. Через несколько лет место подви-
гов преподобного Арсения было от- крыто охотившимся в тех местах крестьянином Алексеем Охотиным. К святому подвижнику стали прихо- дить жаждавшие спасения иноки и миряне, некоторые поселялись с ним. Постепенно возникла обитель, полу- чившая название Александро- Коровинской (позднее Троицкая пу- стынская церковь). В 1538 году на Вологодские земли
напали казанские татары. Жители соседних с обителью святого Арсе- ния деревень нашли себе прибежище в глухом лесу, где стоял монастырь. После ухода татар многие остались на новом месте, безмолвие пустыни бы- ло нарушено появлением большого села. Тогда преподобный Арсений ушел на прежнее место на реке Кохтыш в Комельском лесу. Вместе с преподобным отправился его ученик Герасим. Отшельники расчистили участок земли под огород. Никто не тревожил их безмолвия, кроме медве- дей. Однажды, когда медведь схватил корову, преподобный послал инока Герасима, чтобы он высек медведя лозой. Медведь не только не бросился на Герасима, но поклонился ему до земли и с тех пор не вредил. Когда рядом с отшельниками ста-
ли селиться иноки, преподобный Ар- сений, по благословению епископа Вологодского Алексия (1525?1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Вла- херне. Так возникла Комельская Ри- зоположенская обитель. Преподоб- ный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам Пра- вославной веры и правилам христи- анской жизни. Он часто сам ходил в |
селения, на покосы и проповедовал
слово Божие. Не забывал святой Арсений и Щилегонской обители, ко- торую также нередко посещал и нази- дал братию. Преподобный Арсений не любил
лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежа- щего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в преде- лах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, ска- зал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в мона- стырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Осо- бенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и молиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины. В служении Богу и ближним, в
труде и молитве прошла жизнь пре- подобного Арсения. Предчувствуя кончину, святой старец назначил преемником своего ученика Гераси- ма и, затворившись в келье, стал готовиться к смерти. Незадолго до кончины он преподал последнее на- ставление братии: любить друг друга и хранить монастырский устав. Пре- подобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Тайн. Братия пог- ребли святого близ алтаря монастыр- ского храма. Вскоре после кончины преподоб-
ного от его гробницы стали совер- шаться чудесные исцеления боля- щих. 2 июля 1602 года исцелился внезапно лишившийся рассудка кре- стьянин Трофим Васильев; в 1646 го- ду у гробницы святого исцелился расслабленный по имени Елевферий; в 1654 году?диакон Иосиф. Описа- ние многочисленных чудес, входив- шее в житие преподобного, сгорело во время пожара в 1596 году. Позднее житие было восстановлено в кратком |
||
|
|||