24-й дет.
47
ян, которые не хотели, чтобы на их
земле возникла обитель. Злые люди
оскорбляли святого и угрожали убий-
ством. Преподобный терпел обиды с
кротостью и смирением. Однажды
крестьяне пришли в келлию святого
и, не застав его там, убили его
келейника. Тогда преподобный Арсе-
ний ушел из Комельского леса за
30 верст в дикий Шилегонский лес на
реке Шингор. Полное уединение этого
места вполне соответствовало сердеч-
ному влечению святого Арсения слу-
жить Господу в безвестной пустыни.
Через несколько лет место подви-
гов преподобного Арсения было от-
крыто охотившимся в тех местах
крестьянином Алексеем Охотиным. К
святому подвижнику стали прихо-
дить жаждавшие спасения иноки и
миряне, некоторые поселялись с ним.
Постепенно возникла обитель, полу-
чившая название Александро-
Коровинской (позднее Троицкая пу-
стынская церковь).
В 1538 году на Вологодские земли
напали казанские татары. Жители
соседних с обителью святого Арсе-
ния деревень нашли себе прибежище
в глухом лесу, где стоял монастырь.
После ухода татар многие остались на
новом месте, безмолвие пустыни бы-
ло нарушено появлением большого
села. Тогда преподобный Арсений
ушел на прежнее место на реке
Кохтыш в Комельском лесу. Вместе с
преподобным отправился его ученик
Герасим. Отшельники расчистили
участок земли под огород. Никто не
тревожил их безмолвия, кроме медве-
дей. Однажды, когда медведь схватил
корову, преподобный послал инока
Герасима, чтобы он высек медведя
лозой. Медведь не только не бросился
на Герасима, но поклонился ему до
земли и с тех пор не вредил.
Когда рядом с отшельниками ста-
ли селиться иноки, преподобный Ар-
сений, по благословению епископа
Вологодского Алексия (1525?1543)
построил храм, который был освящен
2 июля 1541 года в честь Положения
Ризы Пресвятой Богородицы во Вла-
херне. Так возникла Комельская Ри-
зоположенская обитель. Преподоб-
ный Арсений не жалел ни сил, ни
времени, чтобы наставить иноков и
приходивших поселян истинам Пра-
вославной веры и правилам христи-
анской жизни. Он часто сам ходил в
селения, на покосы и проповедовал
слово Божие. Не забывал святой
Арсений и Щилегонской обители, ко-
торую также нередко посещал и нази-
дал братию.
Преподобный Арсений не любил
лжи и обличал людей, допускавших
обман. Однажды крестьяне близлежа-
щего села испросили у преподобного
разрешение на ловлю рыбы в преде-
лах монастырского участка в реке
Леже. Старец, благословив их, ска-
зал, чтобы в случае хорошего улова
они принесли часть рыбы в мона-
стырь. По молитве преподобного улов
был хороший, но рыбаки скрыли
лучшую долю. Преподобный Арсений
обличил их лукавство, и рыбаки
принесли искреннее покаяние. Осо-
бенно строг был преподобный к тем,
кто нарушал воскресные дни и
оскорблял их святость работой на
пользу своего дома. Однажды одна
крестьянка в воскресный день вышла
в поле жать. В то время преподобный
находился в этом селе и, узнав об
этом, велел ей прекратить работу и
молиться Богу. Крестьянка сначала
послушалась, а затем вновь пошла в
поле. Тогда по молитве праведника
поднялся ветер и разметал все снопы
непослушной женщины.
В служении Богу и ближним, в
труде и молитве прошла жизнь пре-
подобного Арсения. Предчувствуя
кончину, святой старец назначил
преемником своего ученика Гераси-
ма и, затворившись в келье, стал
готовиться к смерти. Незадолго до
кончины он преподал последнее на-
ставление братии: любить друг друга
и хранить монастырский устав. Пре-
подобный Арсений мирно скончался
24 августа 1550 года, причастившись
Святых Христовых Тайн. Братия пог-
ребли святого близ алтаря монастыр-
ского храма.
Вскоре после кончины преподоб-
ного от его гробницы стали совер-
шаться чудесные исцеления боля-
щих. 2 июля 1602 года исцелился
внезапно лишившийся рассудка кре-
стьянин Трофим Васильев; в 1646 го-
ду у гробницы святого исцелился
расслабленный по имени Елевферий;
в 1654 году?диакон Иосиф. Описа-
ние многочисленных чудес, входив-
шее в житие преподобного, сгорело во
время пожара в 1596 году. Позднее
житие было восстановлено в кратком