24-й день
59
моя едва не разлучилась от тела.» Но
преподобный Сергий молчал; только
его светившееся лицо говорило о той
духовной радости, которую пережи-
вал святой. «Погоди немного,?
наконец промолвил он ученику,?
пока успокоится дух мой от чудного
видения». Через некоторое время
преподобный Сергий призвал двух
своих учеников, преподобных Иса-
акия и Симона, и сообщил им общую
радость и надежду. Все вместе они
совершили молебное пение Божией
Матери. Остальную часть ночи пре-
подобный Сергий провел без сна,
внимая умом Божественному виде-
нию. Явление Божией Матери в кел-
лии преподобного Сергия, на месте
нынешней Серапионовой палаты,
было в одну из пятниц Рождествен-
ского поста в 1385 г. Память о посе-
щении Божией Матерью Троицкой
обители и Ее обетовании свято храни-
лась учениками преподобного Сер-
гия. 5 июля 1422 года были обретены
его святые мощи, и вскоре на гробе
преподобного Сергия была поставле-
на икона явления Божией Матери.
Икона чтилась как великая святыня.
В 1446 г. великий князь Василий
Васильевич (1425?1462) был захва-
чен в Троицком монастыре войсками
князей Димитрия Шемяки и Иоанна
Можайского. Он заперся в Троицком
соборе, а когда услышал, что его
ищут, взял икону явления Божией
Матери и с ней встретил Иоанна в
южных церковных дверях, говоря:
«Брат, мы целовали Животворящий
Крест и эту икону в этой церкви
Живоначальной Троицы у этого же
гроба чудотворца Сергия, чтобы нам
не мыслить и не желать никому от
братии между собой никакого зла, а
вот сейчас не знаю, что сбудется надо
мной».
Троицкий инок Амвросий (середи-
на XV в.) воспроизвел икону явления
Божией Матери преподобному Сер-
гию в резьбе по дереву.
Царь Иоанн Грозный брал икону
явления Божией Матери в казанский
поход (1552). Наиболее известна ико-
на, написанная в 1588 году келарем
Троице-Сергиевой Лавры Евстафием
Головкиным (1571?1581; 1583 ?
1593) на доске от деревянной раки
преподобного Сергия, которая была
разобрана в 1585 году в связи с
переложением мощей преподобного
Сергия в серебряную раку (14 авгу-
ста). Неоднократно Матерь Божия
через эту чудотворную икону охраня-
ла русские войска. Царь Алексей
Михайлович (1645?1676) брал ее в
польский поход в 1657 г. В 1703 г.
икона участвовала во всех походах
войны со шведским королем Кар-
лом XII, а в 1812 г. митрополит Пла-
тон послал ее московскому ополче-
нию. Икона участвовала в русско-
японской войне 1905 года и во время
первой мировой войны была в ставке
верховного главнокомандующего в
1914 году.
Над гробом преподобного Михея
была построена церковь и наименова-
на при освящении 10 декабря 1734 г.
в честь явления Пресвятой Богороди-
цы со святыми Апостолами преподоб-
ному отцу Сергию Радонежскому.
27 сентября 1841 г. храм был возоб-
новлен и освящен Московским митро-
политом Филаретом (1"19 ноября
1867 г.), который сказал: «Благода-
тию Всесвятого и Всеосвящающего
Духа совершилось ныне обновление
этого храма, созданного прежде нас в
честь и память явления Пресвятой
Владычицы нашей Богородицы пре-
подобному и Богоносному отцу наше-
му Сергию, чему очевидным свидете-
лем был и преподобный Михей, во
благоухании святыни здесь почива-
ющий. Праведно было память этого
благодатного события почтить освя-
щенным храмом, хотя, впрочем, вся
обитель эта есть памятник этого
чудного посещения. Потому что вся
судьба ее в продолжении веков есть
исполнение обетования Небесной По-
сетительницы: «Неотступна буду от
этого места». В память посещения
Божией Матери в Троицком соборе
Троице-Сергиевой Лавры по пятни-
цам читается акафист Пресвятой
Богородице, а особая служба в честь
явления Божией Матери совершается
в обители 24 августа, на второй день
отдания праздника Успения Пресвя-
той Богородицы.