|
|||
24-й день
|
59
|
||
|
|||
моя едва не разлучилась от тела.» Но
преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую пережи- вал святой. «Погоди немного,? наконец промолвил он ученику,? пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Иса- акия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи пре- подобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному виде- нию. Явление Божией Матери в кел- лии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождествен- ского поста в 1385 г. Память о посе- щении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято храни- лась учениками преподобного Сер- гия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставле- на икона явления Божией Матери. Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич (1425?1462) был захва- чен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла, а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной». Троицкий инок Амвросий (середи-
на XV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сер- гию в резьбе по дереву. Царь Иоанн Грозный брал икону
явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна ико- на, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571?1581; 1583 ? |
1593) на доске от деревянной раки
преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 авгу- ста). Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраня- ла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645?1676) брал ее в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королем Кар- лом XII, а в 1812 г. митрополит Пла- тон послал ее московскому ополче- нию. Икона участвовала в русско- японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в ставке верховного главнокомандующего в 1914 году. Над гробом преподобного Михея
была построена церковь и наименова- на при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богороди- цы со святыми Апостолами преподоб- ному отцу Сергию Радонежскому. 27 сентября 1841 г. храм был возоб- новлен и освящен Московским митро- политом Филаретом (1"19 ноября 1867 г.), который сказал: «Благода- тию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы пре- подобному и Богоносному отцу наше- му Сергию, чему очевидным свидете- лем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почива- ющий. Праведно было память этого благодатного события почтить освя- щенным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной По- сетительницы: «Неотступна буду от этого места». В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятни- цам читается акафист Пресвятой Богородице, а особая служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвя- той Богородицы. |
||
|
|||