1-й день
9
Господь наведет на этот город, и
яркое изображение окончательного
разрушения этого великого и сильно
укрепленного города. «Благ Господь,
убежище в день скорби, и знает
надеющихся на Него. Но всепотопля-
ющим наводнением разрушит до ос-
нования Ниневию, и врагов Его по-
стигнет мрак» (1, 7?8).
Пророчество святого Ионы (VIII в.
до Рожд. Христова) о гибели Ниневии
не было отменено, но лишь отсрочено.
Ниневитяне, покаявшись на малое
время после проповеди пророка Ионы,
избежали наказания, а затем снова
обратились к прежним своим злым
делам, видя, что на них не сбылось его
пророчество. Этим они прогневали
Бога и оскорбили Его долготерпение.
«Господь долготерпелив и велик могу-
ществом, и не оставляет без наказа-
ния» (1, 3). «Горе городу кровей! Весь
он полон обмана и убийства; не
прекращается в нем грабительство»
(3, 1).
Увлекаясь страстями и совершая
беззакония, ниневитяне любили толь-
ко себя, а в отношении к другим
руководились своим самолюбием и
жестокостью. Ниневия различными
хитростями и коварными договорами
привлекала к себе народы, подчиняла
своей власти. Израильское царство
они окончательно разрушили при
царе Салманассаре около 723 г. до
Рождества Христова. Преемник Сал-
манассара ? ассирийский царь Сен-
нахирим вслед за тем совершил на-
ступление на иудейское царство и
подошел к Иерусалиму. В одну ночь
Ангел Господень истребил многочис-
ленное его войско (4 Цар. 19, 35). Но
иудейский народ со страхом ожидал
новых нападений. Тогда-то и раздал-
ся голос пророка Наума: «бедствие
уже не повторится», «более не буду
отягощать» (1, 9, 12).
Высказав Божественное определе-
ние о погибели Ниневии, пророк
переходит к описанию исполнения
этого грозного суда Божия. Перед его
пророческим взором во всех подроб-
ностях совершается то, что в действи-
тельности исполнилось примерно че-
рез 100 лет.
Он видит нападение на Ниневию
сильного и могущественного войска
(2, 13) вавилонян в союзе с мидянами,
бегство и отведение в плен ее жите-
лей, разграбление несметных сокро-
вищ. «Несется конница, сверкает меч
и блестят копья; убитых множество и
груды трупов; нет конца трупам,
спотыкаются о трупы их» (3, 3).
Пережившие эту трагедию вздохнут
от ужаса, и колени их будут дрожать
(2, 10), как лист. Разрушение Нине-
вии будет окончательное, рана смер-
тельна. Видящие ее падение возвесе-
лятся и восплещут руками (3, 19), ибо
они испытали на себе злобу Ниневии,
а теперь являются свидетелями побе-
ды над злом и торжества справедли-
вости.
Не одним только предсказанием о
гибели Ниневии ободряет пророк.
Блаженный Феодорит замечает:
«... есть в книге и пророчество о Спа-
сителе такое: «Взыде вдыхаяй в ли-
це твое» (2, 1), ибо как в Адама Бог
вдунул дыхание жизни, так и Влады-
ка Христос, возобновляя сей образ,
дунул на апостолов и глагола: при-
имите Дух Святый. Поэтому и под
всем сокрушенным царством ассири-
ан, в Книге Наума, мы разумеем
власть диавола, побежденную Влады-
кою Христом, а под ликующим Иудою
разумеем ликующую о спасении все-
ленную».
Слова пророка: «Вот... стопы бла-
говестника, возвещающего мир» ?