|
|||
1-й день
|
9
|
||
|
|||
Господь наведет на этот город, и
яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопля- ющим наводнением разрушит до ос- нования Ниневию, и врагов Его по- стигнет мрак» (1, 7?8). Пророчество святого Ионы (VIII в.
до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение. «Господь долготерпелив и велик могу- ществом, и не оставляет без наказа- ния» (1, 3). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (3, 1). Увлекаясь страстями и совершая
беззакония, ниневитяне любили толь- ко себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Сал- манассара ? ассирийский царь Сен- нахирим вслед за тем совершил на- ступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочис- ленное его войско (4 Цар. 19, 35). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздал- ся голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» (1, 9, 12). Высказав Божественное определе-
ние о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подроб- ностях совершается то, что в действи- тельности исполнилось примерно че- рез 100 лет. Он видит нападение на Ниневию
сильного и могущественного войска (2, 13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жите- лей, разграбление несметных сокро- |
|
||
вищ. «Несется конница, сверкает меч
и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (3, 3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (2, 10), как лист. Разрушение Нине- вии будет окончательное, рана смер- тельна. Видящие ее падение возвесе- лятся и восплещут руками (3, 19), ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями побе- ды над злом и торжества справедли- вости. Не одним только предсказанием о
гибели Ниневии ободряет пророк. Блаженный Феодорит замечает: «... есть в книге и пророчество о Спа- сителе такое: «Взыде вдыхаяй в ли- це твое» (2, 1), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Влады- ка Христос, возобновляя сей образ, дунул на апостолов и глагола: при- имите Дух Святый. Поэтому и под всем сокрушенным царством ассири- ан, в Книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Влады- кою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении все- ленную». Слова пророка: «Вот... стопы бла-
говестника, возвещающего мир» ? |
|||
|
|||