4-й день
145
цы. Это письмо император Лев Исавр
отослал халифу. Халиф, не подозре-
вая подлога, приказал отстранить
Иоанна от должности, отсечь ему
кисть правой руки и повесить ее в
центре города на всеобщее обозрение.
Вечером по просьбе святого Иоанна
халиф повелел вернуть ему отсечен-
ную руку. Приложив ее к суставу,
преподобный стал молиться пред ико-
ной Пресвятой Богородицы и просить
исцеления. Обессиленный, он задре-
мал на молитве и увидел Божию
Матерь, Пречистая сказала, что рука
его здорова, и повелела усердно тру-
диться ею во славу Божию. Проснув-
шись, святой Иоанн ощупал свою
руку и увидел ее исцеленной. В
память об этом дивном чуде препо-
добный Иоанн носил на голове плат,
которым была обвита его отсеченная
рука, и всю дальнейшую жизнь с
благодарностью и любовью воспевал в
своих произведениях Пречистую Бо-
городицу.
Узнав о чуде, халиф понял, что
святой Иоанн не виновен, просил у
него прощения и хотел вернуть ему
прежнюю должность. Но преподоб-
ный раздал свое богатство и вместе с
приемным братом Космой отправил-
ся в Иерусалим. Они были приняты
простыми послушниками в Лавру
преподобного Саввы Освященного.
Никто из монастырской братии, зная,
что послушник Иоанн человек муд-
рый и знатный, не соглашался быть
его духовным наставником. На это
согласился лишь один простой старец,
который стал строжайшим образом
воспитывать в ученике дух послуша-
ния и смирения. Он запретил святому
Иоанну писать и наставлял забыть
все мирские науки. Однажды старец
собрал много корзин, изготовленных
иноками обители, и послал преподоб-
ного в Дамаск продать их по чрезмер-
но высокой цене. Проделав мучитель-
ный путь под знойным солнцем,
бывший вельможа, одетый в бедные
одежды, ходил по рынку Дамаска.
Желающие купить корзины, услышав
их цену, бранили и оскорбляли Иоан-
на. Преподобного узнал его бывший
слуга, удивился его нищенскому виду
и смирению и купил все корзины по
назначенной цене.
По прошествии некоторого време-
ни в монастыре скончался один из
иноков. Брат его просил преподобного
Иоанна написать для утешения над-
гробную песнь. Преподобный Иоанн
долго отказывался, боясь нарушить
запрет старца, но из милосердия
уступил просьбам и написал свои
знаменитые надгробные тропари:
«Кая житейская сладость бывает пе-
чали непричастна...»; «Плачу и ры-
даю, егда помышляю смерть...» и
другие. За ослушание старец изгнал
преподобного Иоанна из своей кел-
лии, но монахи стали просить за него.
Тогда старец наложил на преподобно-
го Иоанна тяжелую епитимию: вычи-
стить в монастыре все отхожие места.
Преподобный со старанием выполнял
это послушание; даже суровый на-
ставник удивился такому смирению.
Через несколько дней в ночном виде-
нии старцу явилась Пресвятая Бого-
родица и сказала: «Зачем ты загра-
дил источник, могущий источать
сладкую и изобильную воду... Не
препятствуй источнику течь... он всю
вселенную протечет и напоит...»
С того времени преподобный
Иоанн начал беспрепятственно пи-
сать церковные песнопения и духов-
ные книги, из которых особенно изве-
стны: «Источник знания» («О ере-
сях», «О правой вере и о воплощении
Предвечного Слова», «Точное изло-
жение Православной веры»), Пас-
хальная служба, каноны на Рожде-
ство Христово, на Богоявление, на
Вознесение Господне и другие. В этих
трудах преподобного поощрял и помо-
гал ему приемный брат Косма, впос-
ледствии поставленный во епископа
Маюмского Иерусалимским Патриар-
хом. Тот же Патриарх рукоположил
преподобного Иоанна во священника
и назначил его проповедником при
своей кафедре. Но преподобный
Иоанн вскоре вернулся в Лавру свя-
того Саввы, где трудился до конца
своих дней.
На Константинопольском Соборе
754 года преподобный обличал иконо-
борчество. Его подвергли заключе-
нию и пыткам, которые преподобный
Иоанн стойко перенес и, по милости
Божией, остался жив. Преставился
преподобный Иоанн Дамаскин около
780 года в возрасте 104 лет и был
погребен в Лавре святого Саввы.
При византийском императоре
Андронике II (1282?1328) его святые
мощи были перенесены в Константи-
нополь.