|
|||
4-й день
|
147
|
||
|
|||
держаше, доньдеже достигнут в ра-
зум видения священническаго ис- правления. И толико научени быша тогда новопоставляемии презвитеры, яко светила миру и истинный пасты- рие и учителие порученной им па- стве, и вси людие многу пользу от них [получали]». Высокая просветитель- ная деятельность Новгородского Вла- дыки напоминает нам труды Кон- стантинопольского патриарха Генна- дия (1"417; память 31 августа), кото- рый усердно боролся с ересями и приложил много стараний для про- свещения своей паствы. Время архиепископа Новгород-
ского Геннадия было трудным пери- одом в истории Русской Церкви: в 1470 году возникла и распространи- лась так называемая «ересь жидов- ствующих». Иудейские проповедники начали тайно сеять между православ- ными плевелы богоотступничества. Лжеучение широко распространилось в разных слоях общества, сопровож- даясь надругательствами и кощун- ством над христианской верой и святынями. То была попытка врагов Православия изменить весь ход исто- рии Русской Церкви и Русского госу- дарства. Архиепископу Геннадию пришлось претерпеть многочислен- ные нападки приверженцев ереси, среди которых были и высокопостав- ленные светские и духовные лица. В течение всей почти двадцатилетней святительской деятельности архиепи- скоп Геннадий, вместе с преподоб- ным Иосифом Волоцким (+1515; па- мять 9 сентября и 18 октября), изве- стным церковным деятелем и мужем государственного ума, последователь- но разоблачал и искоренял возник- шую ересь. Совместными трудами святителя Геннадия и преподобного Иосифа борьба увенчалась победой Православия. В 1490 году состоялся Собор, на котором девять лиц духов- ного звания были преданы анафеме как еретики. Собор 1504 года оконча- тельно низложил ересь. Общая смута того времени усили-
валась еще тем, что в народе ходили слухи о скорой кончине мира, кото- рую ждали с истечением 7-й тысячи лет от его сотворения. В сентябре 1491 года Архиерейский Собор Рус- ской Церкви в Москве постановил написать Пасхалию «на осьмую тыся- чу лет». Митрополит Зосима поручил |
епископу Филофею Пермскому и ар-
хиепископу Геннадию Новгородско- му составить каждому свою Пасха- лию для соборного свидетельствова- ния и утверждения 21 декабря 1492 года. Архиепископ Геннадий соста- вил Пасхалию, рассчитав дни праз- днования Святой Пасхи вперед на 70 лет восьмого тысячелетия. Этим был уничтожен ложный и вредный слух о кончине мира, страшивший веру- ющих в связи с окончанием старой Пасхалии. Послание было разослано со словами святого Геннадия: «Не кончины мира страшиться подобает, но ждать пришествие Христово на всякое время. Сколько благословит Бог стоять миру, столько и продлится обхождение времен». Еретическим прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освящен- ный Церковью путь постоянного ду- ховного трезвения. Еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибе- гали к искаженным текстам ветхоза- ветных книг, часто и сами искажали их. Потому архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд ? привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До него Библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, от- дельными частями ? Пятокнижие или Восьмикнижие, книги Царств, Притчей, Пророков, Псалтирь, Еван- гелие и Апостол. Святитель заботился о подборе выверенных текстов и потому организовал вокруг себя рабо- ту ученых-библеистов. По монасты- рям собирались древнеславянские ру- кописи с библейскими текстами, а если таковых не находили, святитель Геннадий благословлял переводить с латинского текста блаженного Иеро- нима. К 1499 году относится один из сохранившихся поныне списков пол- ного свода Священного Писания на славянском языке?так называемая «Геннадиевская Библия». Первопе- чатная Острожская Библия 1581 го- да, воспроизводящая «Геннадиев - скую Библию», стала неотъемлемым звеном в преемственности славянско- го перевода Слова Божия. Наряду с подготовкой Библии,
была составлена «Четвертая Новго- родская летопись», доведенная до 1496 года. С благословения архиепи- скопа переписывались многочислен- ные рукописные книги богословского |
||
|
|||