4-й день
147
держаше, доньдеже достигнут в ра-
зум видения священническаго ис-
правления. И толико научени быша
тогда новопоставляемии презвитеры,
яко светила миру и истинный пасты-
рие и учителие порученной им па-
стве, и вси людие многу пользу от них
[получали]». Высокая просветитель-
ная деятельность Новгородского Вла-
дыки напоминает нам труды Кон-
стантинопольского патриарха Генна-
дия (1"417; память 31 августа), кото-
рый усердно боролся с ересями и
приложил много стараний для про-
свещения своей паствы.
Время архиепископа Новгород-
ского Геннадия было трудным пери-
одом в истории Русской Церкви: в
1470 году возникла и распространи-
лась так называемая «ересь жидов-
ствующих». Иудейские проповедники
начали тайно сеять между православ-
ными плевелы богоотступничества.
Лжеучение широко распространилось
в разных слоях общества, сопровож-
даясь надругательствами и кощун-
ством над христианской верой и
святынями. То была попытка врагов
Православия изменить весь ход исто-
рии Русской Церкви и Русского госу-
дарства. Архиепископу Геннадию
пришлось претерпеть многочислен-
ные нападки приверженцев ереси,
среди которых были и высокопостав-
ленные светские и духовные лица. В
течение всей почти двадцатилетней
святительской деятельности архиепи-
скоп Геннадий, вместе с преподоб-
ным Иосифом Волоцким (+1515; па-
мять 9 сентября и 18 октября), изве-
стным церковным деятелем и мужем
государственного ума, последователь-
но разоблачал и искоренял возник-
шую ересь. Совместными трудами
святителя Геннадия и преподобного
Иосифа борьба увенчалась победой
Православия. В 1490 году состоялся
Собор, на котором девять лиц духов-
ного звания были преданы анафеме
как еретики. Собор 1504 года оконча-
тельно низложил ересь.
Общая смута того времени усили-
валась еще тем, что в народе ходили
слухи о скорой кончине мира, кото-
рую ждали с истечением 7-й тысячи
лет от его сотворения. В сентябре
1491 года Архиерейский Собор Рус-
ской Церкви в Москве постановил
написать Пасхалию «на осьмую тыся-
чу лет». Митрополит Зосима поручил
епископу Филофею Пермскому и ар-
хиепископу Геннадию Новгородско-
му составить каждому свою Пасха-
лию для соборного свидетельствова-
ния и утверждения 21 декабря 1492
года. Архиепископ Геннадий соста-
вил Пасхалию, рассчитав дни праз-
днования Святой Пасхи вперед на 70
лет восьмого тысячелетия. Этим был
уничтожен ложный и вредный слух о
кончине мира, страшивший веру-
ющих в связи с окончанием старой
Пасхалии. Послание было разослано
со словами святого Геннадия: «Не
кончины мира страшиться подобает,
но ждать пришествие Христово на
всякое время. Сколько благословит
Бог стоять миру, столько и продлится
обхождение времен». Еретическим
прельщениям о исчислении сроков
святитель противопоставил освящен-
ный Церковью путь постоянного ду-
ховного трезвения. Еретики в своих
нечестивых мудрствованиях прибе-
гали к искаженным текстам ветхоза-
ветных книг, часто и сами искажали
их. Потому архиепископ Геннадий
взял на себя огромный труд ?
привести в единый свод исправные
списки Священного Писания. До него
Библейские книги переписывались
на Руси, по примеру Византии, от-
дельными частями ? Пятокнижие
или Восьмикнижие, книги Царств,
Притчей, Пророков, Псалтирь, Еван-
гелие и Апостол. Святитель заботился
о подборе выверенных текстов и
потому организовал вокруг себя рабо-
ту ученых-библеистов. По монасты-
рям собирались древнеславянские ру-
кописи с библейскими текстами, а
если таковых не находили, святитель
Геннадий благословлял переводить с
латинского текста блаженного Иеро-
нима. К 1499 году относится один из
сохранившихся поныне списков пол-
ного свода Священного Писания на
славянском языке?так называемая
«Геннадиевская Библия». Первопе-
чатная Острожская Библия 1581 го-
да, воспроизводящая «Геннадиев -
скую Библию», стала неотъемлемым
звеном в преемственности славянско-
го перевода Слова Божия.
Наряду с подготовкой Библии,
была составлена «Четвертая Новго-
родская летопись», доведенная до
1496 года. С благословения архиепи-
скопа переписывались многочислен-
ные рукописные книги богословского