7-й день
225
Иустины, юному Валентиниану II
(383?392), но мятежник Максим
грозил походом на Рим. По просьбе
Иустины святитель, рискуя жизнью,
отправился к Максиму и убедил его
не нарушать мира. Иустина отплати-
ла святителю неблагодарностью: от
имени сына-императора она потребо-
вала отдать во владение арианам
медиоланский собор. Святитель отве-
тил решительным отказом. Тогда
Иустина приказала воинскому отря-
ду занять собор силой, а епископа
изгнать. Святитель Амвросий с наро-
дом затворился в соборе и три дня
провел в непрестанной молитве и
пении гимнов, и воины ушли.
В сердцах прихожан особенный
отклик находили проповеди святите-
ля в храме. Под влиянием одной из
них в 387 году принял святое Креще-
ние блаженный Августин (1"430; па-
мять 15 июня), склонявшийся до того
к манихейской ереси. Проповеди свя-
тителя разъясняли народу Священ-
ное Писание; в них решительно осуж-
далось всякое неправомыслие и
насилие.
Святителю стало известно, что
император Феодосии (379?395) же-
стоко расправился с восставшими
жителями Фессалоник, где по его
приказу было убито около семи тысяч
жителей, в большинстве невиновных.
В праздничный день, когда импера-
тор торжественно шествовал в меди-
оланский собор, святитель преградил
ему вход в храм и обличил в крово-
пролитии. На Феодосия была наложе-
на епитимия, и император покаялся,
повергаясь ниц пред дверьми храма.
Святитель допустил его до Прича-
стия, но не в алтаре со священно-
служителями, как ранее, а перед
алтарем, вместе с прочими миря-
нами.
Ревностный проповедник и муже-
ственный защитник Православия,
святитель Амвросий был также выда-
ющимся церковным писателем. Изве-
стны его труды: 5 книг о вере;
Изъяснение Символа веры; 3 книги о
Святом Духе; 2 книги о покаянии; О
Таинствах; Об обязанностях священ-
нослужителей; О чине священниче-
ском; О девстве; О девах; О вдовах;
Об удалении от мира; Наставление
воинам и другим членам государства
и Церкви.
Святитель Амвросий обладал и
поэтическим даром. Сочиненные им
гимны являются выдающимися об-
разцами латинской поэзии раннего
средневековья. Музыка для гимнов
написана самим святителем. Особен-
но известен благодарственный Рож-
дественский гимн «Тебе, Бога, хва-
лим» (Те Юешп), который он написал
в 386 году после победы над ариана-
ми. Святитель ввел в Богослужение по
восточному образцу антифонное пе-
ние. Оно стало известно в Западной
Церкви как «амвросианский напев».
Святитель Амвросий откровением
Господним обрел почивавшие в земле
мощи святых мучеников Протасия и
Гервасия. Он с почестями перенес их
в медиоланский собор, где они про-
славились многими исцелениями. В
середине 90-х годов IV века им же
были обретены святые мощи мучени-
ков Назария и Келсия (память всех
четырех мучеников, пострадавших
за Христа в I в., 14 октября).
Святителю Амвросию было откры-
то время его кончины. Он преставил-
ся ко Господу на рассвете дня Святой
Пасхи, 4 апреля 397 года. Биограф
святителя Амвросия пресвитер Пав-
лин? составивший житие святого по
рассказам его сестры и современни-
ков ? свидетельствует, что в тот день
святитель являлся многим крестив-
шимся.
Мощи святителя Амвросия почи-
вают в медиоланском соборе рядом с
мощами святых мучеников Протасия
и Гервасия.