|
|||
7-й день
|
225
|
||
|
|||
Иустины, юному Валентиниану II
(383?392), но мятежник Максим грозил походом на Рим. По просьбе Иустины святитель, рискуя жизнью, отправился к Максиму и убедил его не нарушать мира. Иустина отплати- ла святителю неблагодарностью: от имени сына-императора она потребо- вала отдать во владение арианам медиоланский собор. Святитель отве- тил решительным отказом. Тогда Иустина приказала воинскому отря- ду занять собор силой, а епископа изгнать. Святитель Амвросий с наро- дом затворился в соборе и три дня провел в непрестанной молитве и пении гимнов, и воины ушли. В сердцах прихожан особенный
отклик находили проповеди святите- ля в храме. Под влиянием одной из них в 387 году принял святое Креще- ние блаженный Августин (1"430; па- мять 15 июня), склонявшийся до того к манихейской ереси. Проповеди свя- тителя разъясняли народу Священ- ное Писание; в них решительно осуж- далось всякое неправомыслие и насилие. Святителю стало известно, что
император Феодосии (379?395) же- стоко расправился с восставшими жителями Фессалоник, где по его приказу было убито около семи тысяч жителей, в большинстве невиновных. В праздничный день, когда импера- тор торжественно шествовал в меди- оланский собор, святитель преградил ему вход в храм и обличил в крово- пролитии. На Феодосия была наложе- на епитимия, и император покаялся, повергаясь ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до Прича- стия, но не в алтаре со священно- служителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими миря- нами. Ревностный проповедник и муже-
ственный защитник Православия, святитель Амвросий был также выда- |
ющимся церковным писателем. Изве-
стны его труды: 5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; 3 книги о Святом Духе; 2 книги о покаянии; О Таинствах; Об обязанностях священ- нослужителей; О чине священниче- ском; О девстве; О девах; О вдовах; Об удалении от мира; Наставление воинам и другим членам государства и Церкви. Святитель Амвросий обладал и
поэтическим даром. Сочиненные им гимны являются выдающимися об- разцами латинской поэзии раннего средневековья. Музыка для гимнов написана самим святителем. Особен- но известен благодарственный Рож- дественский гимн «Тебе, Бога, хва- лим» (Те Юешп), который он написал в 386 году после победы над ариана- ми. Святитель ввел в Богослужение по восточному образцу антифонное пе- ние. Оно стало известно в Западной Церкви как «амвросианский напев». Святитель Амвросий откровением
Господним обрел почивавшие в земле мощи святых мучеников Протасия и Гервасия. Он с почестями перенес их в медиоланский собор, где они про- славились многими исцелениями. В середине 90-х годов IV века им же были обретены святые мощи мучени- ков Назария и Келсия (память всех четырех мучеников, пострадавших за Христа в I в., 14 октября). Святителю Амвросию было откры-
то время его кончины. Он преставил- ся ко Господу на рассвете дня Святой Пасхи, 4 апреля 397 года. Биограф святителя Амвросия пресвитер Пав- лин? составивший житие святого по рассказам его сестры и современни- ков ? свидетельствует, что в тот день святитель являлся многим крестив- шимся. Мощи святителя Амвросия почи-
вают в медиоланском соборе рядом с мощами святых мучеников Протасия и Гервасия. |
||
|
|||