2-й день
41
Богородичен: Кроплением, Чистая, щедрот
Твоих/ души моей омый скверну/ и токи слез
источати мне непрестанно сотвори, Отроковице, /
страстей моих потоки уставляющи.
Святой пророк Аввакум был
восьмым из числа двенадцати малых
пророков. Свое служение проходил в
иудейском царстве; полное его молча-
ние о израильском царстве дает осно-
вания догадке, что он пророчествовал
уже по разрушении этого царства.
Пророк говорит о нашествии халдеев,
как о народе новом, которого иудеи
еще не видели, но увидят его в своей
земле даже современники пророка.
Значит, святой Аввакум пророче-
ствовал до 606 года, когда халдеи в
первый раз явились в Иудею при
Иоакиме, сыне Иосии. Из пророков,
впервые назвавших халдеев врагами
иудеев, нам известен Аввакум; веро-
ятно, он-то и разумеется в числе
пророков, предсказавших иудейско-
му царю Манассии «такое зло, о
котором кто услышит, зазвенит в
обоих ушах у того» (4 Цар. 21, 12).
Несчастье это ? разрушение Иеруса-
лима и погибель Иуды.
По возвращении из ассирийского
(вавилонского) плена нечестивый
царь Манассия раскаялся и обратился
к Богу, но зло, посеянное им в первую
половину его царствования, глубоко
укоренилось в народе. «Грабитель-
ство и насилие предо мною; и восстает
вражда и поднимается раздор. От
этого закон потерял силу, и суда
правильного нет: так как нечестивый
одолевает праведного» (Авв. 1, 3?
4),? взывал пророк к Господу и спра-
шивал, доколе это будет продолжать-
ся (Авв. 1, 2). Господь возвестил
Своему избраннику, что за всеобщее
нечестие скоро будет наказание через
свирепых халдеев.
Но у него родилось новое недоуме-
ние ? почему Бог попустил наказать
евреев именно через халдеев, когда
они виновнее евреев. Сам Бог выста-
вил на вид их жестокость, наглую
надменность и нечестивую гордость.
Неужели Бог не может положить
конец одному злу иначе, как посред-
ством другого, еще большего зла?
(Авв. 1, 12?17). В ответ пророк
получает от Господа повеление запи-
сать нечто особенно важное, что
непременно сбудется: «Вот, душа
надменная не успокоится, а правед-
ный своею верою жив будет» (Авв. 2,
1?4). Этот общий приговор относит-
ся к халдеям, и далее пророк пять раз
произносит «горе» по поводу их гибели
и перечисляет их преступления (Авв.
2, 5?20).
Глубоко потрясенный сообщен-
ным ему от Бога откровением о
грозном суде, пророк Аввакум обра-
щается к Богу с теплой молитвой.
Святой молит праведного Судию, что-
бы Он в откровении Своего гнева
сначала над иудеями, а потом над их
врагами, показал над первыми Свое
милосердие.
В заключение от лица общества
верующих пророк выражает перед
Богом те чувства, которые возбудило
в них откровение Божие.
Цель пророчества Аввакума ?
установить правильный взгляд на
пути Промысла Божьего, поддержать
и утешить верующих.