432
Месяц декабрь
употребляли слова Евангелия и дру-
гих Вогодухновенных книг.
В 325 году святитель Спиридон
участвовал в I Вселенском Соборе в
Никее. Осененный Божией благода-
ти»), он обратил в Православие учено-
го греческого философа, защищавше-
го ересь Ария: «Един есть Бог, сотво-
ривший Небо и Землю, и создавший
из земли человека, и устроивший все
прочее, видимое и невидимое, Сло-
вом Своим и Духом; и мы веруем, что
Слово это есть Сын Божий и Бог,
Который, умилосердившись над на-
ми, заблудшими, родился от Девы,
жил с людьми, пострадал, и умер ради
нашего спасения, и воскрес, и с Собою
совокресил весь род человеческий;
мы ожидаем, что Он придет судить
всех нас праведным судом и каждому
воздаст по делам его; веруем, что Он
одного Существа со Отцом, равной с
Ним власти и чести... Так исповедуем
мы и не стараемся исследовать эти
тайны любопытствующим умом, и
ты?не осмеливайся исследовать,
как все это может быть, ибо тайны
эти выше твоего ума и далеко превы-
шают всякое человеческое знание».
Философ признал правоту святителя
и сказал своим друзьям: «Пока состя-
зание велось посредством доказа-
тельств, я своим искусством спорить
отражал все, что мне представляли.
Но когда, вместо доказательств, из
уст этого старца стала исходить
какая-то особенная сила?до-
казательства против нее бессиль-
ны,? Богу человек противиться не
может... последуем за этим старцем,
устами его говорил Сам Бог». На
Соборе в Никее святитель Спиридон
так объяснил арианам исповедуемое
православными единство Трех Боже-
ственных Ипостасей Святой Троицы:
святой взял в руки кирпич и стиснул
его ? вверх мгновенно метнулся
огонь, вода потекла вниз, а глина
осталась в руках чудотворца.
«Вот три стихии, а кирпич один,?
сказал святитель Спиридон.? Так и в
Пресвятой Троице ? Три Лица, а Бо-
жество Едино». По некоторым сведе-
ниям, святитель Спиридон участво-
вал и в деяниях Поместного Собора
342?343 годов в городе Сердике
(ныне столица Болгарии София).
Господь открыл святителю при-
ближение его кончины. Последние
слова святого были о любви к Богу и
■ближним. Около 348 года во время
молитвы святитель Спиридон преста-
вился ко Господу. Погребли его в
храме в честь святых апостолов
в г. Тримифунте. В середине VII века
мощи святителя перенесены в Кон-
стантинополь, а в 1453 году?на
остров Керкира в Ионическом море
(греч. название острова ? Корфу).
Здесь, в одноименном городе Керкира
(главный город острова) и поныне
сохраняются святые мощи святителя
Спиридона в храме его имени (десная
рука святителя почивает в Риме).
Пять раз в году на острове совершает-
ся торжественное празднование па-
мяти святого Спиридона.
Святитель Спиридон Тримифунт-
ский издревле почитается на Руси.
«Солоноворот», или «поворот солнца
на лето» (25 декабря нового стиля),
совпадающий с памятью святителя,
называли на Руси «Спиридоновым
поворотом». Особым почитанием
пользовался святитель Спиридон в
древнем Новгороде и Москве. В 1633
году в Москве был воздвигнут храм
во имя святителя.
В московской церкви Воскресения
словущего (1629) находятся две чти-
мые иконы святителя Спиридона с
частицей его святых мощей.
В славянских служебных Минеях
его имя встречается с XI века. К тому
же времени относят перевод службы
святому, составленной Феофаном Па-
лестинским в первой половине IX
века.
О жизни святителя Спиридона
сохранились свидетельства церков-
ных историков IV?V веков ?
Сократа Схоластика, Созомена и Ру-
фина, обработанные в X веке выда-
ющимся византийским агиографом
блаженным Симеоном Метафрастом.
Известно также Житие святителя
Спиридона, написанное ямбически-
ми стихами его учеником святителем
Трифиллием, епископом Левкуссии
Кипрской (I ок. 370; память 13 июня).