468
Месяц декабрь
мученика Евстратия совета, как ему
отвечать на допросах и пытках. Свя-
той Евстратий сказал: «Повторяй,
брат мой Мардарий, неизменно толь-
ко одно: «я ? христианин», «я ? раб
Христов», и больше ничего не отве-
чай...».
Так и поступил святой Мардарий,
и мучители не смогли от него добить-
ся отречения от веры Христовой, хотя
истязали исповедника раскаленными
гвоздями, повесив вниз головой. Пе-
ред самой кончиной святой Марда-
рий произнес молитву: «Владыко Гос-
поди Боже, Отче Вседержителю...»,
чтение которой совершается на полу-
нощнице и в конце 3-го часа.
Во время допроса мученика Ев-
стратия, его товарищ, христианин
Евгений, обличил языческих судей в
жестокости и отверг их веру. Святой
Евгений был осужден на смерть. Ему
вырезали язык, отрубили руки и
перебили голени ног. После такой
страшной пытки святой Евгений пре-
дал душу свою Господу.
Лизий же отправился за город
производить смотр войскам. Во время
этой процессии у воина Ореста, ме-
тавшего копье, обнаружился золотой
крест, выпавший от сотрясения на
грудь. На недоуменный вопрос Лизия
святой Орест твердо отвечал, что
он?христианин, и крест носит для
отгнания всяких зол. По прибытии
Лизия в Никополь (Малая Армения),
святого Ореста вызвали на допрос. На
этот допрос пришло множество во-
инов, заявивших, что и они?
христиане. Лиаий испугался и распо-
рядился отвести святого Ореста вме-
сте с мучеником Евстратием в Сева-
стию, к правителю Агриколаю. В пути
мученики Евстратий и Орест укреп-
лялись пением 118-го псалма («Бла-
женны непорочные в путь, ходящие в
законе Господнем»). Святой Орест
рассказал мученику Евстратию, как
скончался пресвитер Авксентий: ког-
да его вели на казнь в лес, он также
воспевал 118-й псалом и перед кончи-
ной сказал: «Брат Орест! Передай
господину Евстратию, чтобы он помо-
лился обо мне, и что он скоро соеди-
нится со мною, и я его ожидаю». Когда
святого Авксентия обезглавили, тело
его было взято ночью христианами и
предано благочестивому погребению.
В Севастии мученики Евстратий
и Орест предстали перед правителем
Агриколаем. Агриколай приложил
все усилия, чтобы склонить их к
язычеству, ссылаясь на авторитет
греческих философов, в частности, на
сочинение Платона «Тимей». Но свя-
той Евстратий, превосходно разби-
равшийся в творениях Платона, до-
казал, что прославленный философ
не признавал злого языческого боже-
ства Зевса Единым Богом, но учил о
Боге, как о Существе Всеблагом,
Источнике всякого добра и справед-
ливости. При этом святой Евстратий
ссылался также и на знаменитых
греческих поэтов ? Гомера и Эсхила.
На предложение Агриколая принести
жертву языческим идолам, святые
Евстратий и Орест ответили реши-
тельным отказом. Мученик Орест
был немедленно приговорен к сожже-
нию на раскаленном железном ложе,
куда взошел, укрепляемый молитвой
святого Евстратия. Мученика Ев-
стратия же вновь заключили в темни-
цу. Здесь он написал завещание,
распорядившись отпустить своих ра-
бов на свободу, имения отдать
Церкви, а имущество ? нищим.
Агриколай тем временем колебал-
ся, не решаясь казнить святого Ев-
стратия?видного военачальника,
исправно' прослужившего 27 лет,
пользовавшегося славой и уважением
среди горожан. Он призвал святого
Евстратия и в разговоре с ним наеди-
не предложил отречься от Христа
хотя бы только для вида. Но святой
отвечал: «Я ни лицемерно, ни другим
каким-либо образом, не поклонюсь
твоим богам. Будь уверен, что муки,
каким ты меня подвергаешь, для
меня ? блаженство ».
Когда мученика Евстратия пове-
ли на сожжение к раскаленной печи,
он во всеуслышание молился: «Вели-
чая, величаю Тя, Господи...» (читает-
ся на субботней полунощнице). В
печь святой Евстратий вошел, осеняя
себя крестным знамением со словами:
«Господи Иисусе Христе! В руце Твои
предаю дух мой» (113 декабря).
Святые мощи мучеников Евстра-
тия и Ореста были взяты епископом
Севастийским Власием и преданы
христианскому погребению в их род-
ном городе Аравраке. Впоследствии
они были перенесены в Рим, где
почивают в церкви священномучени-
ка Аполлинария, епископа Равенний-
ского (1"ок. 75, память 23 июля).