|
|||
468
|
Месяц декабрь
|
||
|
|||
мученика Евстратия совета, как ему
отвечать на допросах и пытках. Свя- той Евстратий сказал: «Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно толь- ко одно: «я ? христианин», «я ? раб Христов», и больше ничего не отве- чай...». Так и поступил святой Мардарий,
и мучители не смогли от него добить- ся отречения от веры Христовой, хотя истязали исповедника раскаленными гвоздями, повесив вниз головой. Пе- ред самой кончиной святой Марда- рий произнес молитву: «Владыко Гос- поди Боже, Отче Вседержителю...», чтение которой совершается на полу- нощнице и в конце 3-го часа. Во время допроса мученика Ев-
стратия, его товарищ, христианин Евгений, обличил языческих судей в жестокости и отверг их веру. Святой Евгений был осужден на смерть. Ему вырезали язык, отрубили руки и перебили голени ног. После такой страшной пытки святой Евгений пре- дал душу свою Господу. Лизий же отправился за город
производить смотр войскам. Во время этой процессии у воина Ореста, ме- тавшего копье, обнаружился золотой крест, выпавший от сотрясения на грудь. На недоуменный вопрос Лизия святой Орест твердо отвечал, что он?христианин, и крест носит для отгнания всяких зол. По прибытии Лизия в Никополь (Малая Армения), святого Ореста вызвали на допрос. На этот допрос пришло множество во- инов, заявивших, что и они? христиане. Лиаий испугался и распо- рядился отвести святого Ореста вме- сте с мучеником Евстратием в Сева- стию, к правителю Агриколаю. В пути мученики Евстратий и Орест укреп- лялись пением 118-го псалма («Бла- женны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем»). Святой Орест рассказал мученику Евстратию, как скончался пресвитер Авксентий: ког- да его вели на казнь в лес, он также воспевал 118-й псалом и перед кончи- ной сказал: «Брат Орест! Передай господину Евстратию, чтобы он помо- лился обо мне, и что он скоро соеди- нится со мною, и я его ожидаю». Когда святого Авксентия обезглавили, тело его было взято ночью христианами и предано благочестивому погребению. В Севастии мученики Евстратий
и Орест предстали перед правителем |
Агриколаем. Агриколай приложил
все усилия, чтобы склонить их к язычеству, ссылаясь на авторитет греческих философов, в частности, на сочинение Платона «Тимей». Но свя- той Евстратий, превосходно разби- равшийся в творениях Платона, до- казал, что прославленный философ не признавал злого языческого боже- ства Зевса Единым Богом, но учил о Боге, как о Существе Всеблагом, Источнике всякого добра и справед- ливости. При этом святой Евстратий ссылался также и на знаменитых греческих поэтов ? Гомера и Эсхила. На предложение Агриколая принести жертву языческим идолам, святые Евстратий и Орест ответили реши- тельным отказом. Мученик Орест был немедленно приговорен к сожже- нию на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Мученика Ев- стратия же вновь заключили в темни- цу. Здесь он написал завещание, распорядившись отпустить своих ра- бов на свободу, имения отдать Церкви, а имущество ? нищим. Агриколай тем временем колебал-
ся, не решаясь казнить святого Ев- стратия?видного военачальника, исправно' прослужившего 27 лет, пользовавшегося славой и уважением среди горожан. Он призвал святого Евстратия и в разговоре с ним наеди- не предложил отречься от Христа хотя бы только для вида. Но святой отвечал: «Я ни лицемерно, ни другим каким-либо образом, не поклонюсь твоим богам. Будь уверен, что муки, каким ты меня подвергаешь, для меня ? блаженство ». Когда мученика Евстратия пове-
ли на сожжение к раскаленной печи, он во всеуслышание молился: «Вели- чая, величаю Тя, Господи...» (читает- ся на субботней полунощнице). В печь святой Евстратий вошел, осеняя себя крестным знамением со словами: «Господи Иисусе Христе! В руце Твои предаю дух мой» (113 декабря). Святые мощи мучеников Евстра-
тия и Ореста были взяты епископом Севастийским Власием и преданы христианскому погребению в их род- ном городе Аравраке. Впоследствии они были перенесены в Рим, где почивают в церкви священномучени- ка Аполлинария, епископа Равенний- ского (1"ок. 75, память 23 июля). |
||
|
|||