508
Месяц декабрь
себе покоя на земле, ни богатства, ни
славы»,? говорил старец Антоний
своему сыну перед кончиной.
Не сразу Иоанн выбрал место
для иноческой жизни. При посеще-
нии Флорищевой пустыни, где жили
всего четыре человека, он дал обет
поселиться в ней. Основатель пу-
стыни ? схимонах Мефодий ? пред-
сказал, что Иоанн создаст здесь оби-
тель. Место это находилось в дев-
ственном лесу на Флорищевой горе,
недалеко от местечка Гороховца.
Родные, узнав о намерении Иоан-
на, стали отговаривать его от иноче-
ства. Тот стал колебаться и почти
согласился вступить вторично в брак,
но неожиданно ослеп. Так повторя-
лось трижды: как только Иоанн хотел
нарушить свой обет, Господь наказы-
вал его слепотой. В удрученном состо-
янии он отправился в Троице-
Сергиеву обитель, где со слезами
молился у мощей преподобного Сер-
гия о своем исцелении. Преподобный
Сергий явился ему в видении, прика-
зал идти во Флорищеву пустынь и
обещал свою помощь. К Иоанну вер-
нулось зрение.
Из Свято-Троицкого Сергиева мо-
настыря Иоанн поехал к брату же-
ны ? Коломенскому епископу Павлу,
который 11 декабря 1653 года постриг
его в монашество с именем Иларион.
Епископ Павел хотел оставить его у
себя, но молодой инок горел желани-
ем вернуться в указанную волей
Вожией Флорищеву пустынь.
Трогательна была встреча монаха
Илариона со старцами. Они во время
его отсутствия построили деревянную
церковь в честь Успения Пресвятой
Богородицы с приделом преподобного
Ефрема Сирина. 22 мая 1654 года
Патриарх Никон по просьбе братии
посвятил Илариона в сан иеромона-
ха, признав его «зело искусным в
Священном Писании».
Иеромонах Иларион удивлял сво-
ими подвигами даже духовно-
опытных иноков: ночи он проводил в
бдении, полагая по 1000 поклонов,
пищу вкушал через день, а иногда
через два-три дня, в посты же оста-
вался без пищи всю неделю. Свое тело
он изнурял тяжелой работой по благо-
устройству пустыни, а короткий от-
дых посвящал чтению святых книг.
Во время моровой язвы 1654 года
умерли все иноки Флорищевой пу-
стыни, кроме Илариона. Некоторое
время он жил один, но затем пересе-
лился поближе к селению Афанась-
еву. Окрестные жители помогли по-
строить келлию, но так как она была
срублена из сырых деревьев, то свя-
той Иларион всю зиму терпел сырость
и холод. Весной он возвратился в
пустынь вместе с присоединившимся
к нему для совместных подвигов
монахом Ионой. Вскоре собралось до
15-ти человек братии. Иноки расчи-
стили дороги, устроили мосты через
реки и ручьи, и с тех пор обитель
начали посещать богомольцы. Была
построена теплая зимняя церковь,
так как первая церковь, построенная
старцем Мефодием, сгорела. Вокруг
новоустроенной обители насельники
возвели ограду.
Во время беспрерывного труда по
устройству обители священноиноку
Илариону пришлось пережить тяже-
лые искушения. При строительстве в
обители каменной церкви возникли
разногласия между строителями.
Святой Иларион скорбел об этом и
стал сомневаться в начатом деле. С
такими мыслями он однажды уснул в
храме после службы. Во сне ему
явилась Божия Матерь и сказала:
«Перенеси Мой образ, называемый
Владимирский, из теплой церкви и
поставь его в новосозидаемой камен-
ной, и Я буду тебе там Помощницей».
Святой Иларион собрал иноков. Под
торжественный звон колокола и мо-
лебнов пение они перенесли икону
Богоматери в строившуюся церковь и
поставили среди лесов. С тех пор дело
пошло успешно. Когда строители
ночью отдыхали, иноки помогали в
строительстве, они носили кирпичи,
песок, тесали доски.
Однажды во время вечернего ино-
ческого правила, которое игумен
Иларион совершал вдвоем с иероди-
аконом, в церковь ворвались грабите-
ли. Они убили иеродиакона, а игуме-
на начали жечь огнем, требуя денег.
Матерь Божия не оставила без помо-
щи святого Илариона: разбойники
внезапно услышали множество голо-
сов, хотя никого поблизости не было,
и в страхе разбежались.
В неурожайные годы в обители не
хватало хлеба, и братия роптали, что
святой Иларион и в это время не
отказывал в пропитании странникам
и богомольцам. Но игумен надеялся