574
Месяц декабрь
светло снявши,/ просвети души наша помрачен-
ный,/ м&тн Софйе преподобная.
И ньгае, Богородичен.
Славословие великое
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Апостол к Галатам,
зачало 209. Евангелие от Матфея, зачало 104. Причастен:
В память вечную:
Преподобная София, в миру
великая княгиня Соломония Сабуро-
ва, была первой женой великого
князя Московского Василия Иоанно-
вича (1505?1533). Он выбрал ее в
супруги из 500 самых красивых де-
виц. Но брак оказался бездетным, о
чем великокняжеская чета сильно
скорбела. После 20-ти лет супруже-
ства, несмотря на увещания духовен-
ства, великий князь решил вступить
во второй брак с Литовской княжной
Еленой Глинской. Митрополит Вар-
лаам, обличивший незаконность ра-
сторжения брака, был сведен с митро-
поличьего престола ? впервые в рус-
ской истории?и заточен в мона-
стырь, а преподобный Максим Грек,
заступившийся за княгиню Соломо-
нию, запрещен и также заключен в
темницу. Все Вселенские Патриархи
осудили поступок великого князя, а
Патриарх Иерусалимский Марк
предсказал рождение от второго бра-
ка младенца, который поразит мир
своей жестокостью (Иоанна Грозного).
25 ноября 1525 года великая кня-
гиня Соломония насильно была по-
стрижена в монашество с именем
София в Московском Рождественском
монастыре. После пострига ее отпра-
вили под стражей в Суздальский
Покровский монастырь, который
впоследствии стал местом заточения
невольных царственных пострижен-
ниц. Не сразу примирилась великая
княгиня со своим новым положением,
долго скорбела. Но, покорясь воле
Вожией, София нашла утешение и
умиротворение в усердной молитве.
Инокиня София, познав тщету
скоропреходящих земных благ, всей
душой возжелала «Царствия Божия и
правды его» (Мф. 6, 33). В то время,
как в миру умножались беззакония,
она в своем уединении украшалась
добродетелями и постепенно восходи-
ла к духовному совершенству. Князь
Курбский в послании к Иоанну Гроз-
ному (1533?1584) назвал княгиню-
инокиню «преподобномученицей».
Преподобная София скончалась в
1542 году и была похоронена в
Суздальском Покровском монастыре.
Степенная книга гласит об этом:
«Пожив благодарно и Богоугодно к
Богу отьиде». Уже ближайшие потом-
ки молитвенно почитали преподоб-
ную Софию. В рукописных святцах
она именуется как «святая праведная
княгиня София инокиня, яже бысть в
Покровском монастыре девиче, чу-
дотворица». При царе Феодоре Иоан-
новиче (1584?1598), сыне Грозного,
ее уже чтили как святую. Царица
Ирина Феодоровна отправила в дар
на ее гробницу «бархатный покров с
изображением Спасителя и святых».
Патриарх Иосиф (1642?1652)
писал Суздальскому архиепископу
Серапиону о совершении молебнов и
панихид над гробом преподобной Со-
фии. Позже, в XIX веке, архиеписко-
пом Суздальским и Тарусским Сера-
пионом была составлена служба пре-
подобной Софии.
В описании города Суздаля клю-
чарь Анания сообщил о чудесных
исцелениях при гробнице преподоб-
ной Софии. Так, в 1598 году у ее
гробницы прозрела княжна Анна
Нечтева, шесть лет страдавшая сле-
потой. В 1609 году, во время наше-
ствия поляков на Россию, преподоб-
ная София спасла Суздаль от разоре-
ния. Она явилась в грозном виде
предводителю военного отряда поля-
ков Лисовскому. От страха у него
парализовало руку, и он дал клятву
оставить в покое город и монастырь.
Много и других чудес совершилось по
молитвам преподобной Софии.