358
Месяц декабрь
на небо. Ковчег, построенный для
спасения существ, как образ, пред-
ставлял собою Господа, созидающего
Церковь Свою и тем промышляющего
о спасении душ разумных. Фалек,
видя землю разделенною на семьде-
сят языков, в этом образе созерцал
пришествие Того, Который разделит
землю Своим апостолам по различию
языков. Мир, покрытый водами, без-
молвием, предвозвещал Господа,
имеющего прийти свыше и устано-
вить таинство Крещения, которое
выше звезд превознесет верующих.
Сиф, Энос, Каинан, Энох, будучи
названными сынами Божиими, по
сему самому сильно желали прише-
ствия Того, по удостоению и благода-
ти Которого могли бы в самом деле,
вместе с таким именем, соделаться
братиями Сына Божия. Мафусаил
прожил почти тысячу лет и все
ожидал Сына Божия, Который
Один может даровать бессмертие
смертным. Самая благодать тайным
неким внушением молила за них,
чтобы Господь их в то время, когда
каждый из них жил, пришел и помог
труждающимся. Дух Святый, Кото-
рый в них обитал, тем самым, что
внушал им мысль о молитве, уже
молился за них и вместе возвышал их
туда, где чрез Того же Духа они зрели
как бы,присущим грядущего и ожида-
емого ими Спасителя. Итак, души
праведников предощущали в Сыне
Божием врачевство бессмертия и по-
тому желали, чтобы Он пришел в их
время и напоил их сладчайшим пити-
ем Своим. Энох, горя желанием к
неявляющемуся Сыну Божию и не
получая возможности видеть Его на
земле, всемерно старался стяжать
себе такую веру и праведность, при
помощи которых мог бы взойти на
небо и там увидеть Его лицом к лицу.
Ныне, когда потомки без труда полу-
чили то, чего предки при великих
усилиях не могли достигнуть,?
ужели кто ныне будет обвинять
благость Божию в несправедливости?
Тем же желанием сгорал Ламех: он
ожидал пришествия Того, Кто по
Своей благости облегчит его заботы и
скорби и утешит его?странника на
земле, которую проклял праведный
Бог (Быт. 5, 29); но когда увидел образ
Сына Божия, напечатленный на сво-
ем сыне Ное, получил от видения сего
образа утешение, которого не полу-
чил от пришествия Господа. Подоб-
ное желание родилось и в Ное, как
скоро он испытал благость Господа:
ибо если образ Сына Божия (ковчег)
был причиною спасения существ оду-
шевленных, то как было ему не
ожидать Того, пришествие Которого,
по вере его, имело быть весьма
спасительно для душ разумных? Что
другое, кроме этого, мог чувствовать
он, когда по самому опыту знал, что
ковчег был построен по одному благо-
волению Господа? И если образ Госпо-
да был причиною такого благодеяния,
то сколько больших благодеяний он
ожидал от явления Его Самого? Авра-
ам духом провидел, что рождение
Сына Божия имеет последовать во
времена отдаленные, и потому же-
лал, вместо Его Самого, по крайней
мере видеть день Его; и видел, и
возрадовался (Ин. 8, 56). Подобным
желанием горел и Исаак, особенно же
тогда, когда увидел, что Им только он
сохранен,? и веровал, что если Он
одним Своим образом сохранил ему
жизнь, то сколько явил бы к нему
милостей, если бы, вместо образа,
Сам предстал в лице Своем?
Нынешний день есть день спасе-
ния, научающий нас мудрости в
слове. Поэтому будем воздерживаться
от праздных разговоров, чтобы не
показалось, что мы не имеем никако-
го участия в настоящем дне. Насто-
ящая ночь доставляет мир и тишину
вселенной. Эта ночь принадлежит
Кроткому, поэтому пусть каждый
отложит ярость и суровость; принад-
лежит смиренному, пусть каждый
обуздает свою гордость и смирит свое
высокомерие. Ныне воссиял день ми-
лости, да не преследует же никто
мщением нанесенной ему обиды; на-
стал день радости, да не будет же
никто виною печали и скорби для
другого. Это ? день благоволения, да
удержится же всякая лютость; это ?
день безоблачный и ясный, да обузда-
ется же гнев, возмутитель мира и
спокойствия; это?день, в который
Бог нисшел к грешникам, да усты-
дится же праведник превозноситься
пред грешником... Это ? день, в кото-
рый туне ниспослан нам дар, которо-
го мы и не просили, поэтому справед-
ливо ли было бы, если бы мы отказали
своим братьям, вопиющим к нам и
просящим у нас милостыни? Это ?
день, в который отверзлась дверь