382
Месяц декабрь
ответ. На вопрос: «когда» можно
сказать разве только: «во времени»; а
на вопрос: «как»?ответить: «родился
для телесных людей плотским обра-
зом». Могу сказать от Писания: «как
озарение от славы и как образ от
первообразного»; тем не менее да не
будет у тебя излишнего стремления
размышлять об этих словах: я испове-
дую недоступность для мысли и невы-
разимость для человеческого слова
образа Божественного рождества...
Не восхищай добра злодейством неис-
кусной мысли, здешними образами
разрушая истину и затемняя учение
о Боге. Я сказал: «Он родился», чтобы
показать начало и цель этого, а не с
тем, чтобы исследовать довременное
происхождение Единородного. Но ты
напрасно не исследуй Сына. Оставим
речь о присносущем и неизреченном
Рождестве, потому что ум не в силах
постигнуть непостижимое естество:
естество Слова, как ни важно для
разума понять это, не может быть ни
с чем сравниваемо. Бог?на земле,
Бог?среди людей, Бог ? во плоти: не
по временам только Он действует,
как во пророках, но соединил Себя с
человечеством и сродною нам плотию
возвел к Себе человечество. Спро-
сишь: каким образом Божество?во
плоти? ? Огонь не поглощается желе-
зом, но пребывает вместе и дает ему
свою силу, железо не уменьшается от
растопления, огонь наполняет собою
все, соприкасающееся ему. Так и Бог
Слово не вышел из Себя, хотя и
вселился в нас?не претерпел пре-
вращения, хотя Слово плоть бысть
(Ин. 1, 14); и небо не стало пусто без
Содержащего, хотя земля приняла в
свои недра Небесного. Не думай о
ниспадении Божества (так как Оно не
переходит с места на место, как тела);
не воображай, что Божество измени-
лось, преложившись в плоть, ибо
бессмертное непревращаемо. Как,
скажешь, Бог Слово ие исполнился
телесной немощи? Ответствуем. Же-
лезо темно и холодно, но, быв разжже-
но, оно принимает огненный вид;
однако огонь светится, а не тем-
неет,? и пламя распаляется, а не
охлаждается. Так и человеческая
плоть Господа: она причастилась Бо-
жества, но не передала Ему своих не-
мощей. О бесстрастном ты думаешь
по человеческой немощи и недоуме-
ваешь, как можно, чтобы тленное ес-
тество.причастившись Божества, при-
яло нетление; но научись таинству.
Бог?во плоти для того, чтобы убить
гнездящуюся в нас смерть: причас-
тивши Себя плоти, Он как бы целеб-
ным питием удовлетворяет тленных.
И как пребывающая в храмине темно-
та прогоняется с наступлением света,
так владычествующая над человече-
ским естеством смерть стала безве-
стна с пришествием Божества. И как
лед в воде, пока стоит ночь и тень,
сохраняет свой вид,? когда же восси-
яет солнце, тает от лучей его, так до
пришествия Христова царствовала
смерть. Но явися благодать Божия
спасительная
(Тит. 2, 11), воссияло
солнце правды
(Мал. 4,2), и пожерта
бысть смерть победою(1
Кор. 15, 54).
не стерпевши истинного живота.
0,  глубина благости и человеколюбия
Божия! Премножеством человеколю-
бия Ты избавляешь всех от рабства.
Бог?среди людей, да взыщут люди
Слово. Что же творишь Ему ты,
человече? Бога, снисходящего к тебе
и приявшего плоть, не приемлешь; но
отыскиваешь причину того, как ты
соделался родственным Богу. Уразу-
мей, что Бог?во плоти для того,
чтобы плоть, бывшую под прокля-
тием, освятить, изнемогающую ?
укрепить, отчуждившуюся от Бога ?
приблизить к Нему, лишенную рая ?
вознести на небо. И кто виновники
этого таинства? Тело Девы, Которая
родила, Дух Святый и осеняющая
сила Вышнего. Но самое лучшее,
послушай Евангельское слово.
Обрученей бо бывши, сказано, Ма-
тери Его Марии Иосифови, прежде
даже не снитися има, обретеся
имущи во чреве от Духа Свята
(Мф.
1,   18). Она была Дева и обручена
мужу, была признана и достойною
послужить тайне, дабы и девство
было почтено и брак не был унижен.
Девство было избрано, как целесооб-
разное средство к освящению, обруче-
нием же были положены брачные
начала, а вместе с тем чрез это Иосиф
стал ближайшим свидетелем Мари-
иной чистоты. Наступило надлежа-
щее, древле предуставленное и пред-
реченное от сложения мира, время
вочеловечения Господа, и Духу Свя-
тому и силе Вышнего подобало соста-
вить сию богоносную плоть. И поели-
ку в роде человеческом не было
чистоты, по достоинству равной Ма-