|
|||
382
|
Месяц декабрь
|
||
|
|||
ответ. На вопрос: «когда» можно
сказать разве только: «во времени»; а на вопрос: «как»?ответить: «родился для телесных людей плотским обра- зом». Могу сказать от Писания: «как озарение от славы и как образ от первообразного»; тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять об этих словах: я испове- дую недоступность для мысли и невы- разимость для человеческого слова образа Божественного рождества... Не восхищай добра злодейством неис- кусной мысли, здешними образами разрушая истину и затемняя учение о Боге. Я сказал: «Он родился», чтобы показать начало и цель этого, а не с тем, чтобы исследовать довременное происхождение Единородного. Но ты напрасно не исследуй Сына. Оставим речь о присносущем и неизреченном Рождестве, потому что ум не в силах постигнуть непостижимое естество: естество Слова, как ни важно для разума понять это, не может быть ни с чем сравниваемо. Бог?на земле, Бог?среди людей, Бог ? во плоти: не по временам только Он действует, как во пророках, но соединил Себя с человечеством и сродною нам плотию возвел к Себе человечество. Спро- сишь: каким образом Божество?во плоти? ? Огонь не поглощается желе- зом, но пребывает вместе и дает ему свою силу, железо не уменьшается от растопления, огонь наполняет собою все, соприкасающееся ему. Так и Бог Слово не вышел из Себя, хотя и вселился в нас?не претерпел пре- вращения, хотя Слово плоть бысть (Ин. 1, 14); и небо не стало пусто без Содержащего, хотя земля приняла в свои недра Небесного. Не думай о ниспадении Божества (так как Оно не переходит с места на место, как тела); не воображай, что Божество измени- лось, преложившись в плоть, ибо бессмертное непревращаемо. Как, скажешь, Бог Слово ие исполнился телесной немощи? Ответствуем. Же- лезо темно и холодно, но, быв разжже- но, оно принимает огненный вид; однако огонь светится, а не тем- неет,? и пламя распаляется, а не охлаждается. Так и человеческая плоть Господа: она причастилась Бо- жества, но не передала Ему своих не- мощей. О бесстрастном ты думаешь по человеческой немощи и недоуме- ваешь, как можно, чтобы тленное ес- |
тество.причастившись Божества, при-
яло нетление; но научись таинству. Бог?во плоти для того, чтобы убить гнездящуюся в нас смерть: причас- тивши Себя плоти, Он как бы целеб- ным питием удовлетворяет тленных. И как пребывающая в храмине темно- та прогоняется с наступлением света, так владычествующая над человече- ским естеством смерть стала безве- стна с пришествием Божества. И как лед в воде, пока стоит ночь и тень, сохраняет свой вид,? когда же восси- яет солнце, тает от лучей его, так до пришествия Христова царствовала смерть. Но явися благодать Божия спасительная (Тит. 2, 11), воссияло солнце правды (Мал. 4,2), и пожерта бысть смерть победою(1 Кор. 15, 54). не стерпевши истинного живота. 0, глубина благости и человеколюбия
Божия! Премножеством человеколю- бия Ты избавляешь всех от рабства. Бог?среди людей, да взыщут люди Слово. Что же творишь Ему ты, человече? Бога, снисходящего к тебе и приявшего плоть, не приемлешь; но отыскиваешь причину того, как ты соделался родственным Богу. Уразу- мей, что Бог?во плоти для того, чтобы плоть, бывшую под прокля- тием, освятить, изнемогающую ? укрепить, отчуждившуюся от Бога ? приблизить к Нему, лишенную рая ? вознести на небо. И кто виновники этого таинства? Тело Девы, Которая родила, Дух Святый и осеняющая сила Вышнего. Но самое лучшее, послушай Евангельское слово. Обрученей бо бывши, сказано, Ма-
тери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф. 1, 18). Она была Дева и обручена
мужу, была признана и достойною послужить тайне, дабы и девство было почтено и брак не был унижен. Девство было избрано, как целесооб- разное средство к освящению, обруче- нием же были положены брачные начала, а вместе с тем чрез это Иосиф стал ближайшим свидетелем Мари- иной чистоты. Наступило надлежа- щее, древле предуставленное и пред- реченное от сложения мира, время вочеловечения Господа, и Духу Свя- тому и силе Вышнего подобало соста- вить сию богоносную плоть. И поели- ку в роде человеческом не было чистоты, по достоинству равной Ма- |
||
|
|||