26-й день
383
рииной, дабы приять действие Духа,
то обручением была предызбрана эта
блаженная Дева, Дева, нисколько не
повредившая Себя обручением. Об-
ручение Иосифу было умышлено и
для того, чтобы сокрыть тайну от
князя века сего, который древле
назирал за девством, поелику слы-
шал слова Пророка: Се Дева во чреве
приимет и родит Сына
(Ис. 7,14); но
был прельщен лукавый обручением,
ибо знал об имеющем быть разруше-
нии своего господства плотским явле-
нием Господа. Прежде даже не сни-
тися има, обретеся имущи во чреве
от Духа Свята
(Мф. 1, 18). Иосиф
обрел то и другое?и зачатие, и вину
сего от Духа Святого. Убоявшись
именоваться мужем такой жены, он
восхоте тай пустити, не осмелив-
шись разглашать о случившемся с
Ней; но как праведник он получил
объяснение таинства. Сия же ему
помыслившу, се ангел Господень во
сне явися ему, глаголя: «Не убойся
прияти Мариам жены твоея
(Мф.
1, 19, 20); и совсем не помышляй об
этом, дабы не согрешить неуместны-
ми мыслями». Иосиф назван правед-
ным,
но не дело праведного прикры-
вать молчанием беззакония. Не убой-
ся прияти Мариам жены твоея;
этим показано, чтобы он не гнушался
Ее, а боялся, как исполненной Духа
Святого, ибо рожденное от Нее есть
от Духа Святаго.
Отсюда понятно,
что плоть Господа составлена была не
по общему естеству плоти, хотя и
зачата была она совершенно плотски;
нельзя представлять, что она создава-
лась по частям. Не сказано также, что
она создана, но: рождшееся: из святы-
ни была составлена плоть, достойная
соединиться с Божеством Единород-
ного. Родит же Сына, и наречеши
имя Ему Иисус
(Мф. 1, 21). Нарече-
ние имени обыкновенно предуказы-
вало на последующую судьбу, как,
например, имена Авраама, Исаака и
Израиля: наименование каждого из
них указывало не столько на телесное
естество, сколько на свойство доброде-
телей их, имеющих совершиться. Так
и теперь: называется Иисус, что
значит «Спаситель людей». И вот,
ныне сбывается прежде век установ-
ленное и древле предвозвещенное
пророками таинство. Се Дева во чреве
приимет, и родит Сына, и нарекут
имя Ему Еммануил, еже есть сказа-
емо: с нами Бог (Мф. 1, 23). Уже в
древности такое наименование от-
крывало собою все таинство, так как
говорится, что Бог ? в людях: Емма-
нуил, с нами Бог.
И никто пусть не
соблазняется иудейскими мудровани-
ями, ибо у Пророка сказано: И прило-
жи Господь глаголати ко Ахазу,
рекий: проси себе знамения во глуби-
ну или в высоту. И рече Ахаз: не
имам просити, ниже искушу Госпо-
да,
и немного далее говорится: сего
ради даст Господь Сам вам знаме-
ние: се Дева во чреве зачнет
(Ис. 7,
10-14). Поелику Ахаз не просил зна-
мения ни в глубину, ни в высоту,
дабы научиться, что сшедый в долъ-
нейшия страны земли, Той есть и
возшедый превыше всех небес
(Еф. 4,
9, 10), то Сам Господь дает знамение,
знамение преславное и чудесное:
Она?жена, дева и мать; и в святыне
девства пребывает, и благословение
чадородия наследует. Хотя некото-
рые вместо «дева» читают: «юная»,
однако это нисколько не повреждает
смысла слова: в Писании обычно и
весьма часто вместо «дева» поставля-
ется: «юная», так, например, во Вто-
розаконии (22, 28, 29), где говорится о
деве, подвергшейся насилию.
Востав же и прият Иосиф жену
свою
(Мф. 1, 24). И жил в любви, в
мире и всяком попечении о Ней, имея
жену, но чуждаясь брачного сожития,
ибо сказано: Не знаяше Ея, дондеже
роди Сына Своего первенца.
Это дает
повод некоторым размышлять, будто
бы, в чистоте послуживши Рождеству
Господа, совершившемуся Духом
Святым, Мария не отвергла законно-
го брачного жития. Да не будет сего:
ничего такого не заподозрит тот, кто
верно разумеет Писание. Выражение
дондеже во многих местах не обозна-
чает оставление лишь на некоторое
время, а показывает беспредельное,
подобно тому, как слова Господа: Се
Аз с вами есмь во вся дни до
скончания века
(Мф. 28, 20; ср. Пс.
71, 7). Неужели после века сего
Господь не хотел быть со святыми
Своими? Обещание настоящего не
есть отрицание будущего; также
должно понимать и здесь: дондеже.
Если же сказано: первенца, то нужно
считать не как первенца в отношении
к имеющим еще родиться: первород-
ным называется первый, разверза-
ющий ложесна. Что Мария всегда