|
|||
26-й день
|
383
|
||
|
|||
рииной, дабы приять действие Духа,
то обручением была предызбрана эта блаженная Дева, Дева, нисколько не повредившая Себя обручением. Об- ручение Иосифу было умышлено и для того, чтобы сокрыть тайну от князя века сего, который древле назирал за девством, поелику слы- шал слова Пророка: Се Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис. 7,14); но был прельщен лукавый обручением, ибо знал об имеющем быть разруше- нии своего господства плотским явле- нием Господа. Прежде даже не сни- тися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята (Мф. 1, 18). Иосиф обрел то и другое?и зачатие, и вину сего от Духа Святого. Убоявшись именоваться мужем такой жены, он восхоте тай пустити, не осмелив- шись разглашать о случившемся с Ней; но как праведник он получил объяснение таинства. Сия же ему помыслившу, се ангел Господень во сне явися ему, глаголя: «Не убойся прияти Мариам жены твоея (Мф. 1, 19, 20); и совсем не помышляй об этом, дабы не согрешить неуместны- ми мыслями». Иосиф назван правед- ным, но не дело праведного прикры- вать молчанием беззакония. Не убой- ся прияти Мариам жены твоея; этим показано, чтобы он не гнушался Ее, а боялся, как исполненной Духа Святого, ибо рожденное от Нее есть от Духа Святаго. Отсюда понятно, что плоть Господа составлена была не по общему естеству плоти, хотя и зачата была она совершенно плотски; нельзя представлять, что она создава- лась по частям. Не сказано также, что она создана, но: рождшееся: из святы- ни была составлена плоть, достойная соединиться с Божеством Единород- ного. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Мф. 1, 21). Нарече- ние имени обыкновенно предуказы- вало на последующую судьбу, как, например, имена Авраама, Исаака и Израиля: наименование каждого из них указывало не столько на телесное естество, сколько на свойство доброде- телей их, имеющих совершиться. Так и теперь: называется Иисус, что значит «Спаситель людей». И вот, ныне сбывается прежде век установ- ленное и древле предвозвещенное пророками таинство. Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказа- |
емо: с нами Бог (Мф. 1, 23). Уже в
древности такое наименование от- крывало собою все таинство, так как говорится, что Бог ? в людях: Емма- нуил, с нами Бог. И никто пусть не соблазняется иудейскими мудровани- ями, ибо у Пророка сказано: И прило- жи Господь глаголати ко Ахазу, рекий: проси себе знамения во глуби- ну или в высоту. И рече Ахаз: не имам просити, ниже искушу Госпо- да, и немного далее говорится: сего ради даст Господь Сам вам знаме- ние: се Дева во чреве зачнет (Ис. 7, 10-14). Поелику Ахаз не просил зна- мения ни в глубину, ни в высоту, дабы научиться, что сшедый в долъ- нейшия страны земли, Той есть и возшедый превыше всех небес (Еф. 4, 9, 10), то Сам Господь дает знамение, знамение преславное и чудесное: Она?жена, дева и мать; и в святыне девства пребывает, и благословение чадородия наследует. Хотя некото- рые вместо «дева» читают: «юная», однако это нисколько не повреждает смысла слова: в Писании обычно и весьма часто вместо «дева» поставля- ется: «юная», так, например, во Вто- розаконии (22, 28, 29), где говорится о деве, подвергшейся насилию. Востав же и прият Иосиф жену
свою (Мф. 1, 24). И жил в любви, в мире и всяком попечении о Ней, имея жену, но чуждаясь брачного сожития, ибо сказано: Не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего первенца. Это дает повод некоторым размышлять, будто бы, в чистоте послуживши Рождеству Господа, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законно- го брачного жития. Да не будет сего: ничего такого не заподозрит тот, кто верно разумеет Писание. Выражение дондеже во многих местах не обозна- чает оставление лишь на некоторое время, а показывает беспредельное, подобно тому, как слова Господа: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20; ср. Пс. 71, 7). Неужели после века сего Господь не хотел быть со святыми Своими? Обещание настоящего не есть отрицание будущего; также должно понимать и здесь: дондеже. Если же сказано: первенца, то нужно считать не как первенца в отношении к имеющим еще родиться: первород- ным называется первый, разверза- ющий ложесна. Что Мария всегда |
||
|
|||