384
Месяц декабрь
оставалась Девой, это подтверждает-
ся и повествованием о Захарии. Су-
ществует дошедшее до нас, по преда-
нию, сказание, что Захария, встре-
тивший по рождении Господа Марию,
был убит иудеями посреди церкви и
жертвенника, как обвиненный людь-
ми, которым указал на преславное и
многовоспетое знамение ? Деву, ро-
дившую и не растлившую девства.
Иисусу же рождшуся в Вифлееме
иудейстем, во дни Ирода царя, се
волсви от восток приидоша во Иеру-
салим, глаголюще: где есть рождейся
Царь иудейский?
(Мф. 2, 1). По
своему происхождению волхвы были
персы: упражняясь в наблюдении
воздушных явлений, они научились
гаданию, чародействам. Причастни-
ком этого волхвования, кажется, был
и Валаам (призванный Валаком для
проклятия Израиля), который в чет-
вертой своей притче говорит следу-
ющее о Господе: Покажу Ему, и не
ныне: ублажаю и не приближается.
Возсияет звезда от Иакова, и воста-
нет человек от Израиля
(Числ. 24,
17). Вспомнив это место иудейского
древнего пророчества, волхвы при-
шли узнать, где есть рождейся Царь
иудейский,
и, обретши Отроча, они
поклонились Ему с дарами. Волхвы,
отчужденные Бога и чуждые завета
народного, первыми сподобились пок-
лониться, ибо свидетельство врагов ?
самое достоверное (если бы первыми
поклонились иудеи, то они пренебрег-
ли бы признать свое родство с Ним;
ныне же, вменяемые в ничто, они
поклонились Богу). Прилежно изучая
небесные движения, волхвы не на-
прасно увидели на небе преславное
видение ? звезду новую и необычай-
ную, воссиявшую при рождении Гос-
пода. И никто пусть не смешивает
того звездного сочетания с восходя-
щей звездой: она двинулась с востока
к Вифлеему и стала вверху, где
находился Отрок. Поэтому и волхвы,
следуя указанию звезды, подвигну-
лись с востока и, пришедши в Иеруса-
лим, своим прибытием смутили весь
город и навели страх на царя иудей-
ского; обретши же Того, Кого искали,
они почтили Его дарами ? златом,
Ливаном и смирной. Может быть, и
здесь они также последовали проро-
честву Валаама, который сказал о
Христе: Возлег, почи, яко лев и яко
скимен: кто возбудит его? благосло-
вящии тя благословени: и проклина-
ющий тя прокляти
(Числ. 24, 9).
Поелику лев обозначает царскую си-
лу, возлежание ? страх, а сила благо-
словения ? Божество, то, последуя
пророчеству Валаамову, они принес-
ли: как царю ? злато, как имеющему
умереть ? смирну и как Богу ?
ливан. Явившаяся же на востоке и
побудившая волхвов на соискание
Родившегося звезда снова стала не
видна, пока вторично не явилась им,
недоумевающим, в Иудее: Пришед-
ши же, ста вверху, идеже бе Отроча
(Мф. 2, 9). И волхвы, увидев, возрадо-
вались радостию весьма великою.
Восприимем и мы сию радость в
сердца наши, ибо эту радость благове-
ствуют пастырям ангелы (Лк. 2,10). С
волхвами поклонимся, с пастырями
прославим, с ангелами сликовствуем,
ибо родился Спаситель наш, Который
есть Иисус Христос. Бог Господь, и
явися нам
(Пс. 117, 27) не в зраке
Бога, дабы не устрашить немощное,
но в зраке раба, дабы освободить
порабощенных. Кто столь жесток ду-
шою, кто столь неблагодарен, чтобы
не радоваться и веселиться в насто-
ящий, общий для всех тварей
праздник?.. В сей день ангелы прино-
сят Захарии и Марии премирные
вести и составляют ангельский лик,
глаголющий: Слава в вышних Богу, и
на земли Мир, в человецех благоволе-
ние.
Провозвестим и мы глас радова-
ния, воспразднуем спасение мира,
день рождения человечества, день
разрешения от осуждения Адамова.
Не ктому земля еси, и в землю
отъидеши
(Быт. 3, 19), но, совокупив-
шись с небесным, вознесешься к
Небесному; не ктому Ева в печали
родит чада (Быт. 3,16): ибо блаженна
зачавшая Еммануила и сосцами вос-
питавшая Его. Сего ради Отроча
родися и дадеся нам, Его
лее началь-
ство на раме Его
(Ис. 9,6). Вочелове-
чение же Господа разумей богопри-
лично. Если и в вещественном есте-
стве будет пречистое и нескверное
Божество, однако (чрез это) страстное
очищается, а не То (Божество) напол-
няется страсти. Видишь ли ты солнце,
бывающее и в тени и осиявающее
скверны? Однако же оно не восприни-
мает зловония, напротив, продолжи-
тельно пребывая над ним, оно даже
иссушает гноение. Чего ты боишься
за бесстрастное и нетленное естество?