|
|||
384
|
Месяц декабрь
|
||
|
|||
оставалась Девой, это подтверждает-
ся и повествованием о Захарии. Су- ществует дошедшее до нас, по преда- нию, сказание, что Захария, встре- тивший по рождении Господа Марию, был убит иудеями посреди церкви и жертвенника, как обвиненный людь- ми, которым указал на преславное и многовоспетое знамение ? Деву, ро- дившую и не растлившую девства. Иисусу же рождшуся в Вифлееме иудейстем, во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иеру- салим, глаголюще: где есть рождейся Царь иудейский? (Мф. 2, 1). По своему происхождению волхвы были персы: упражняясь в наблюдении воздушных явлений, они научились гаданию, чародействам. Причастни- ком этого волхвования, кажется, был и Валаам (призванный Валаком для проклятия Израиля), который в чет- вертой своей притче говорит следу- ющее о Господе: Покажу Ему, и не ныне: ублажаю и не приближается. Возсияет звезда от Иакова, и воста- нет человек от Израиля (Числ. 24, 17). Вспомнив это место иудейского древнего пророчества, волхвы при- шли узнать, где есть рождейся Царь иудейский, и, обретши Отроча, они поклонились Ему с дарами. Волхвы, отчужденные Бога и чуждые завета народного, первыми сподобились пок- лониться, ибо свидетельство врагов ? самое достоверное (если бы первыми поклонились иудеи, то они пренебрег- ли бы признать свое родство с Ним; ныне же, вменяемые в ничто, они поклонились Богу). Прилежно изучая небесные движения, волхвы не на- прасно увидели на небе преславное видение ? звезду новую и необычай- ную, воссиявшую при рождении Гос- пода. И никто пусть не смешивает того звездного сочетания с восходя- щей звездой: она двинулась с востока к Вифлеему и стала вверху, где находился Отрок. Поэтому и волхвы, следуя указанию звезды, подвигну- лись с востока и, пришедши в Иеруса- лим, своим прибытием смутили весь город и навели страх на царя иудей- ского; обретши же Того, Кого искали, они почтили Его дарами ? златом, Ливаном и смирной. Может быть, и здесь они также последовали проро- честву Валаама, который сказал о Христе: Возлег, почи, яко лев и яко скимен: кто возбудит его? благосло- |
вящии тя благословени: и проклина-
ющий тя прокляти (Числ. 24, 9). Поелику лев обозначает царскую си- лу, возлежание ? страх, а сила благо- словения ? Божество, то, последуя пророчеству Валаамову, они принес- ли: как царю ? злато, как имеющему умереть ? смирну и как Богу ? ливан. Явившаяся же на востоке и побудившая волхвов на соискание Родившегося звезда снова стала не видна, пока вторично не явилась им, недоумевающим, в Иудее: Пришед- ши же, ста вверху, идеже бе Отроча (Мф. 2, 9). И волхвы, увидев, возрадо- вались радостию весьма великою. Восприимем и мы сию радость в сердца наши, ибо эту радость благове- ствуют пастырям ангелы (Лк. 2,10). С волхвами поклонимся, с пастырями прославим, с ангелами сликовствуем, ибо родился Спаситель наш, Который есть Иисус Христос. Бог Господь, и явися нам (Пс. 117, 27) не в зраке Бога, дабы не устрашить немощное, но в зраке раба, дабы освободить порабощенных. Кто столь жесток ду- шою, кто столь неблагодарен, чтобы не радоваться и веселиться в насто- ящий, общий для всех тварей праздник?.. В сей день ангелы прино- сят Захарии и Марии премирные вести и составляют ангельский лик, глаголющий: Слава в вышних Богу, и на земли Мир, в человецех благоволе- ние. Провозвестим и мы глас радова- ния, воспразднуем спасение мира, день рождения человечества, день разрешения от осуждения Адамова. Не ктому земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3, 19), но, совокупив- шись с небесным, вознесешься к Небесному; не ктому Ева в печали родит чада (Быт. 3,16): ибо блаженна зачавшая Еммануила и сосцами вос- питавшая Его. Сего ради Отроча родися и дадеся нам, Его лее началь- ство на раме Его (Ис. 9,6). Вочелове- чение же Господа разумей богопри- лично. Если и в вещественном есте- стве будет пречистое и нескверное Божество, однако (чрез это) страстное очищается, а не То (Божество) напол- няется страсти. Видишь ли ты солнце, бывающее и в тени и осиявающее скверны? Однако же оно не восприни- мает зловония, напротив, продолжи- тельно пребывая над ним, оно даже иссушает гноение. Чего ты боишься за бесстрастное и нетленное естество? |
||
|
|||