142
Месяц февраль
пришел в Константинополь, где слу-
шал проповеди святителя Иоанна и
так глубоко воспринял их в свою
душу, что в дальнейшем в своих
письмах и поучениях постоянно
следовал им. По возвращении в свою
обитель, преподобный Исидор про-
должал свои подвиги, являясь живым
примером для братии. Церковный
историк Евагрий (VI в.) писал о
преподобном: «Жизнь его казалась
ангельской на земле. Он служил
живым образцом монашеской жизни
и Богомыслия».
Когда святитель Иоанн Златоуст
за обличение императрицы Евдоксии
был незаконно низведен с кафедры и
отправлен в дальнюю ссылку, препо-
добный Исидор безбоязненно встал на
его защиту. Он неоднократно писал о
Святителе императору Аркадию и
архиепископу Феофилу, увещевая их
прекратить гонение на великого све-
тильника Церкви. После кончины
святителя Иоанна Златоуста препо-
добный писал архиепископу Кириллу
Александрийскому, преемнику архи-
епископа Феофила, чтобы имя святи-
теля Иоанна Златоустаго было внесе-
но в церковные диптихи, как испо-
ведника за православную веру.
К преподобному Исидору обраща-
лись самые разнообразные люди,
спрашивая его советов, ему писали
мирские люди и монахи, епископы,
патриархи и император Феодосии.
Историк Никифор Каллист (XI в.)
сообщает, что число писем с ответами
Преподобного достигало десяти ты-
сяч. Б настоящее время их сохрани-
лось 2090.
В них преподобный Исидор смело
обличал неправду. Он писал увеща-
ния своему епископу, который неза-
конно назначал цену клирикам за
места. В приходах обличал воена-
чальников и градоначальников за
пристрастие при решении дел,
Преподобный учил, что «не следу-
ет с принуждением привлекать к
благочестию людей, созданных со сво-
бодной волей.., а привлекать пребы-
вающих во тьме добрым наставлени-
ем, доброй жизнью и добрыми нра-
вами».
Преподобный высоко ставил дев-
ство, как царицу среди добродетелей,
и призывал пастырей, обязанных по
своему званию поучать жен, не толь-
ко воздерживаться от плотских гре-
хов, но и бдительно хранить свою
душу чистой от чувственных по-
мыслов.
Подавая своей жизнью пример
смирения, преподобный учил паству
тому, чтобы при совершении добрых
дел никто не думал о том, что он
исполнил какую-либо добродетель, а
сожалел бы, что так мало сделал
угодного Господу. Таким поучением
преподобный следовал слову Господа:
«Когда исполните все повеленное
вам, говорите: мы рабы ничего не
стоющие, потому что сделали, что
должны были сделать» (Лк. 17, 10).
В дошедших до нашего времени
письмах преподобного Исидора лишь
немногие касаются догматических
вопросов: Преподобный больше учил
«практической философии», считая
ее «основанием здания и самим зда-
нием, логику же ? украшением его, а
созерцание ? венцом здания».
Как пламенный ревнитель чисто-
ты православия, преподобный Иси-
дор писал императору Феодосию,
чтобы тот созвал Вселенский Собор
для осуждения ереси Нестория. В
результате в городе Ефесе состоялся
Ш Вселенский Собор в 431 году, на
котором ересь была осуждена и
подтвержден догмат о двух естествах
в Богочеловеке Господе Иисусе Хри-
сте и почитании Приснодевы Марии
истинною Богородицею.
Преподобный Исидор скончался в
глубокой старости в своей обители
около 436 года. Глубоко почитаемый
всей Церковью, «он был живым и
одушевленным столпом иноческих
уставов и Божественного ведения и
как бы самым высшим образцом
теплейшего подражания и учения
духовного»; '«жизнь его казалась всем
жизнью ангельской на земле».
Мысли и наставления преподобно-
го Исидора, обращенные к людям
разных общественных положений,
жившим в далеких от нас веках, и в
наше время служат к духовному
руководству и укреплению.
Вот некоторые из них:
«'Больше всего, друг, бойся кого-
нибудь соблазнить, ибо доброе в лю-
дях не трезво, и едва стоит, когда и
никто не колеблет».
«Гордым противится Бог (Иак. 4,
6), потому что и в начале воспроти-
вился их началовождю. Посему при-
ми во внимание, каково это ? иметь