|
|||
142
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
пришел в Константинополь, где слу-
шал проповеди святителя Иоанна и так глубоко воспринял их в свою душу, что в дальнейшем в своих письмах и поучениях постоянно следовал им. По возвращении в свою обитель, преподобный Исидор про- должал свои подвиги, являясь живым примером для братии. Церковный историк Евагрий (VI в.) писал о преподобном: «Жизнь его казалась ангельской на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и Богомыслия». Когда святитель Иоанн Златоуст
за обличение императрицы Евдоксии был незаконно низведен с кафедры и отправлен в дальнюю ссылку, препо- добный Исидор безбоязненно встал на его защиту. Он неоднократно писал о Святителе императору Аркадию и архиепископу Феофилу, увещевая их прекратить гонение на великого све- тильника Церкви. После кончины святителя Иоанна Златоуста препо- добный писал архиепископу Кириллу Александрийскому, преемнику архи- епископа Феофила, чтобы имя святи- теля Иоанна Златоустаго было внесе- но в церковные диптихи, как испо- ведника за православную веру. К преподобному Исидору обраща-
лись самые разнообразные люди, спрашивая его советов, ему писали мирские люди и монахи, епископы, патриархи и император Феодосии. Историк Никифор Каллист (XI в.) сообщает, что число писем с ответами Преподобного достигало десяти ты- сяч. Б настоящее время их сохрани- лось 2090. В них преподобный Исидор смело
обличал неправду. Он писал увеща- ния своему епископу, который неза- конно назначал цену клирикам за места. В приходах обличал воена- чальников и градоначальников за пристрастие при решении дел, Преподобный учил, что «не следу-
ет с принуждением привлекать к благочестию людей, созданных со сво- бодной волей.., а привлекать пребы- вающих во тьме добрым наставлени- ем, доброй жизнью и добрыми нра- вами». Преподобный высоко ставил дев-
ство, как царицу среди добродетелей, и призывал пастырей, обязанных по своему званию поучать жен, не толь- ко воздерживаться от плотских гре- |
хов, но и бдительно хранить свою
душу чистой от чувственных по- мыслов. Подавая своей жизнью пример
смирения, преподобный учил паству тому, чтобы при совершении добрых дел никто не думал о том, что он исполнил какую-либо добродетель, а сожалел бы, что так мало сделал угодного Господу. Таким поучением преподобный следовал слову Господа: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). В дошедших до нашего времени
письмах преподобного Исидора лишь немногие касаются догматических вопросов: Преподобный больше учил «практической философии», считая ее «основанием здания и самим зда- нием, логику же ? украшением его, а созерцание ? венцом здания». Как пламенный ревнитель чисто-
ты православия, преподобный Иси- дор писал императору Феодосию, чтобы тот созвал Вселенский Собор для осуждения ереси Нестория. В результате в городе Ефесе состоялся Ш Вселенский Собор в 431 году, на котором ересь была осуждена и подтвержден догмат о двух естествах в Богочеловеке Господе Иисусе Хри- сте и почитании Приснодевы Марии истинною Богородицею. Преподобный Исидор скончался в
глубокой старости в своей обители около 436 года. Глубоко почитаемый всей Церковью, «он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного ведения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного»; '«жизнь его казалась всем жизнью ангельской на земле». Мысли и наставления преподобно-
го Исидора, обращенные к людям разных общественных положений, жившим в далеких от нас веках, и в наше время служат к духовному руководству и укреплению. Вот некоторые из них:
«'Больше всего, друг, бойся кого-
нибудь соблазнить, ибо доброе в лю- дях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет». «Гордым противится Бог (Иак. 4,
6), потому что и в начале воспроти- вился их началовождю. Посему при- ми во внимание, каково это ? иметь |
||
|
|||