9-й день
281
был назначен обер-иеромонахом фло-
та (т. е. старшим иеромонахом) с
пребыванием в г. Або, в Финляндии.
14 февраля 1721 г. в соответствии
с определением Святейшего Прави-
тельствующего Синода иеромонаха
Иннокентия хиротонисали во еписко-
па Переяславского с назначением в
русскую духовную миссию в Китае.
По прибытии на границу с Кита-
ем выяснилось, что китайское прави-
тельство отказало в визе святителю
Иннокентию, и он около шести лет
вынужден был жить в Забайкалье, не
имея ни крова, ни средств к пропита-
нию.
Только в 1727 году указом Святей-
шего Синода святитель Иннокентий
был назначен епископом Иркутским
и Нерчинским, в связи с образовани-
ем Иркутской епархии. Обширность и
малонаселенность епархии, близость
китайской границы, большое количе-
ство разных народностей, не просве-
щенных Христовой верой, бездо-
рожье? все это делало пастырский
труд святителя Иннокентия тяже-
лым, а жизнь его?полной лишений.
Из-за недосмотра Синода он не полу-
чал жалованья до самой своей смерти
и терпел крайнюю нужду.
Святителю Иннокентию приходи-
лось решать и административные
вопросы, связанные с определением
границ новой епархии.
Очень важным (и именно для
заброшенной Иркутской епархии, за-
нимавшей почти всю Восточную Си-
бирь) было разрешение вопросов ду-
ховно-нравственного воспитания па-
ствы. В этих трудных условиях, на
скудные средства Иркутского Возне-
сенского монастыря, содержались две
открытые при нем школы ?
монгольская и русская. Неустанные
заботы святителя Иннокентия были
направлены на подбор учителей,
обеспечение учеников нужными кни-
гами, одеждой и продовольствием.
В Иркутской епархии проживало
большое количество бурят, которые
еще не были крещены. Предстояла
большая и трудная задача обращения
их в Православие. Язычники, желав-
шие принять Крещение, приходили к
Вознесенскому монастырю г. Иркут-
ска, и святитель Иннокентий сам
обращался к ним со словами назида-
ния. Из основанной им при Вознесен-
ском монастыре монгольской школы,
где новообращенные обучались зако-
ну Божию и русскому языку, выходи-
ли проповедники Православной веры
между монголами. Эта школа поло-
жила начало духовной семинарии.
Святитель, не обеспеченный ни жало-
ванием, ни доходами, целые 10 лет
содержал эту школу своими трудами.
При этом сам зарабатывал себе про-
питание трудом иконописца, сам шил
для себя одежду и обувь.
За время управления святителем
Иннокентием епархией было постро-
ено и возобновлено около десяти
церквей, то есть пятая часть всех
церквей епархии. Большой заботой
святителя Иннокентия были мона-
стыри, где преимущественно и можно
было встретить образцы святой под-
вижнической жизни.
Святитель Иннокентий был строг
к тем клирикам, которые нарушали
нравственные устои жизни, прибегал
временами к крайней мере?
лишению сана. Чтобы поднять духов-
ный уровень пастырей, он требовал
от них серьезного и внимательного
отношения к своим обязанностям. Им
были разработаны строгие инструк-
ции как относительно поведения ду-
ховенства, так и относительно поряд-
ка в приходах.