|
|||
12'й день
|
409
|
||
|
|||
той Горе, многие афонские иноки
стали расходиться оттуда: из 40.000 всех братии Святой Горы в 1854 году оставалось не более 1000, и те хотели оставить земной удел Божией Мате- ри, полагая, что Афонская Гора запу- стеет. Царица Небесная явилась мно- гим отцам и пустынножителям и сказала: «Почто очень испугались и почто входят такие помышления в сердца ваши? Все это пройдет и кончится, и опять наполнится Святая Гора монашествующими. Вот даю вам извещение, что когда Моя икона будет находиться на Святой Горе, в Иверском монастыре, тогда ничего не бойтесь и живите в своих келлиях, а когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою суму и грядет, кто куда знает». С тех пор афонские иноки каждую неделю ста- ли приходить в Иверский монастырь и смотреть, на своем ли месте нахо- дится Иверская икона Божией Матери. Слух о чудотворном образе через
паломников распространился по Рос- сии. Святейший Патриарх Никон (тогда еще архимандрит Новоспас- ского монастыря) обратился к архи- мандриту Иверского Афонского мо- настыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пре- святой Богородицы. Достойно внимания то, как писал-
ся этот знаменитый чудотворный список. «Как есми приехал в наш монастырь,?описывал в письме ар- химандрит Пахомий,? собрав всю свою братию триста шестьдесят пять братов, и сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света, и освятили есма воду со святыми моща- ми, и святою водою обливали чудот- ворную икону Пресвятыя Богороди- цы старую Портаитскую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дре- ва, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божествен- ную и святую Литургию с великим дерзновением, и после святой Литур- гий дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу, госпо- |
дину Иамвлиху Романову, чтобы
ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую икону. (Далее описывается, что ико- нописец только в субботу и воскре- сенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощ- ные бдения и Литургии.) И та икона (новописанная) не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широ- тою, ни ликом?только слово в слово новая, аки старая». 13 октября 1648 года она была торжественно встрече- на жителями столицы. Эту икону взяла в свои палаты царица Мария Ильинична, а по ее кончине икона перешла к ее дочери Софии Алексеев- не, принявшей монашество в Смолен- ском Новодевичьем монастыре, где пребывает и доныне. Для Иверской часовни у Воскре-
сенских ворот, построенной в память встречи Афонской иконы, был напи- сан еще один список, получивший наименование Московского (ныне эта икона находится в московском храме в Сокольниках в честь Воскресения Христова) у Воскресенских ворот. Великая святыня Русской Православ- ной Церкви, Московская Иверская икона прославилась от Господа мно- гими чудесами. Предполагают, что празднование
12 февраля связано с принесением еще одного Афонского списка Ивер- ской иконы в Иверский Валдайский монастырь, устроенный Патриархом Никоном в 1656 году. Кроме этих дней, Иверской иконе
были празднования во вторник Свет- лой седмицы и 27 апреля в честь явления иконы на Афоне. Служба на эти дни, переведенная с грече- ского на церковно-славянский, слу- жилась в московской Иверской ча- совне. Чудотворную Иверскую икону
чтут не только чада Православной Церкви, но и люди иных христиан- ских исповеданий. Были случаи, что некоторые из них в тяжкой болезни, потеряв всякую надежду на помощь врачей, обращались с усердной мо- литвой к Царице Небесной, и Мило- сердная Ходатаица подавала исцеле- ние и помощь болящим и Своей чудодейственной силой привлекала многих в лоно Православной Церкви. |
||
|
|||