12'й день
409
той Горе, многие афонские иноки
стали расходиться оттуда: из 40.000
всех братии Святой Горы в 1854 году
оставалось не более 1000, и те хотели
оставить земной удел Божией Мате-
ри, полагая, что Афонская Гора запу-
стеет. Царица Небесная явилась мно-
гим отцам и пустынножителям и
сказала: «Почто очень испугались
и почто входят такие помышления
в сердца ваши? Все это пройдет и
кончится, и опять наполнится Святая
Гора монашествующими. Вот даю
вам извещение, что когда Моя икона
будет находиться на Святой Горе, в
Иверском монастыре, тогда ничего не
бойтесь и живите в своих келлиях, а
когда изыду из Иверского монастыря,
тогда каждый да берет свою суму и
грядет, кто куда знает». С тех пор
афонские иноки каждую неделю ста-
ли приходить в Иверский монастырь
и смотреть, на своем ли месте нахо-
дится Иверская икона Божией
Матери.
Слух о чудотворном образе через
паломников распространился по Рос-
сии. Святейший Патриарх Никон
(тогда еще архимандрит Новоспас-
ского монастыря) обратился к архи-
мандриту Иверского Афонского мо-
настыря Пахомию, который прибыл в
Москву за милостыней для афонских
обителей, с просьбой прислать список
с чудотворной Иверской иконы Пре-
святой Богородицы.
Достойно внимания то, как писал-
ся этот знаменитый чудотворный
список. «Как есми приехал в наш
монастырь,?описывал в письме ар-
химандрит Пахомий,? собрав всю
свою братию триста шестьдесят пять
братов, и сотворили есма великое
молебное пение с вечера и до света, и
освятили есма воду со святыми моща-
ми, и святою водою обливали чудот-
ворную икону Пресвятыя Богороди-
цы старую Портаитскую, и в великую
лохань ту святую воду собрали, и,
собрав, паки обливали новую доску,
что сделали всю от кипарисного дре-
ва, и опять собрали ту святую воду в
лохань, и потом служили Божествен-
ную и святую Литургию с великим
дерзновением, и после святой Литур-
гий дали ту святую воду и святыя
мощи иконописцу преподобноиноку,
священнику и духовному отцу, госпо-
дину Иамвлиху Романову, чтобы
ему, смешав святую воду и святыя
мощи с красками, написати святую
икону. (Далее описывается, что ико-
нописец только в субботу и воскре-
сенье употреблял пищу, а братия
дважды в неделю совершала всенощ-
ные бдения и Литургии.) И та икона
(новописанная) не рознится ничем от
первой иконы, ни длиною, ни широ-
тою, ни ликом?только слово в слово
новая, аки старая». 13 октября 1648
года она была торжественно встрече-
на жителями столицы. Эту икону
взяла в свои палаты царица Мария
Ильинична, а по ее кончине икона
перешла к ее дочери Софии Алексеев-
не, принявшей монашество в Смолен-
ском Новодевичьем монастыре, где
пребывает и доныне.
Для Иверской часовни у Воскре-
сенских ворот, построенной в память
встречи Афонской иконы, был напи-
сан еще один список, получивший
наименование Московского (ныне эта
икона находится в московском храме
в Сокольниках в честь Воскресения
Христова) у Воскресенских ворот.
Великая святыня Русской Православ-
ной Церкви, Московская Иверская
икона прославилась от Господа мно-
гими чудесами.
Предполагают, что празднование
12 февраля связано с принесением
еще одного Афонского списка Ивер-
ской иконы в Иверский Валдайский
монастырь, устроенный Патриархом
Никоном в 1656 году.
Кроме этих дней, Иверской иконе
были празднования во вторник Свет-
лой седмицы и 27 апреля в честь
явления иконы на Афоне. Служба
на эти дни, переведенная с грече-
ского на церковно-славянский, слу-
жилась в московской Иверской ча-
совне.
Чудотворную Иверскую икону
чтут не только чада Православной
Церкви, но и люди иных христиан-
ских исповеданий. Были случаи, что
некоторые из них в тяжкой болезни,
потеряв всякую надежду на помощь
врачей, обращались с усердной мо-
литвой к Царице Небесной, и Мило-
сердная Ходатаица подавала исцеле-
ние и помощь болящим и Своей
чудодейственной силой привлекала
многих в лоно Православной Церкви.