|
|||
12-й день
|
433
|
||
|
|||
отказа, разорением всей Русской зем-
ли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты бу- дешь иметь со мной мир. Если же не пошлешь его мне?я разорю огнем и мечом твою землю»,? передал хан великому князю. Смиренный святитель не считал
себя достойным совершить чудо исце- ления, но, имея твердую веру в Господа, для Которого все возмож- но,?он не отказался ехать в Орду ради блага и спокойствия своей Роди- ны и паствы, за которых готов был принять и мученическую смерть. «Прошение и дело превышает меру сил моих,? сказал святитель Алек- сий,? но я верю Тому, Который дал прозреть слепому,? не презрит Он молитвы веры». Перед отъездом в Орду святитель
Алексий вместе с духовенством со- вершил молебное пение в Успенском соборе, у раки святителя Петра и Господь дал ему знамение, укрепив- шее его дух: свеча у гроба святителя Петра возгорелась сама собой. Святи- тель взял часть этой свечи и отпра- вился в Орду. Еще до прибытия святителя Алек-
сия Тайдула видела его во сне в архиерейской одежде. Когда святой приблизился к Орде, Джанибек вы- шел ему навстречу и ввел его в свои покои. Святитель, начав молебное пение, велел возжечь малую свечу, привезенную от раки святого митро- полита Петра. После долгой молитвы он окропил освященной водой Тайду- лу, и та тотчас прозрела. Хан и все бывшие при славном исцелении изу- мились и восславили Бога. Хан Джа- нибек с великим почетом и дарами отпустил митрополита в обратный путь. Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий воз- двиг в 1365 году Чудов монастырь, в память чуда архистратига Божия Михаила в Хонех. В этом монастыре святитель завещал себя похоронить. После смерти Джанибека святите-
лю Алексию вновь пришлось ехать в Орду для ходатайства о Русской земле перед свирепым ханом Берди- беком, убившим своих 12 братьев и грозившим полным опустошением Русской земле. Великий печальник Русской зем-
ли святитель Алексий не побоялся |
идти в Орду на угрожавшую ему
смерть. Нося в сердце слова Господа Иисуса Христа: «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10,11), он отправился к грозному хану и с Божией помощью сумел своей Богодухновенной беседой укротить его ярость и получить от хана завере- ние о мире для христиан. После смерти великого князя
Иоанна Иоанновича (+1359) святи- тель Алексий был духовным настав- ником десятилетнего благоверного князя Димитрия ? наследника вели- кокняжеского престола. Благодаря мудрым действиям свя-
тителя Алексия ордынский хан пере- дал малолетнему Димитрию ярлык (грамоту) на великое княжение. Свя- титель Алексий был первым руково- дителем, первым вдохновителем, пер- вым помощником великого князя в его борьбе за централизацию Русского государства. Подвижнические усилия таких делателей земли Русской, каки- ми были святитель Алексий, Препо- добный Сергий Радонежский и благо- верный великий князь Димитрий Донской, сплотили вокруг Москвы большинство русских княжеств. Объ- единение их легло в основу великой победы русского народа на Кулико- вом поле в 1380 году. В своей многообразной святитель-
ской деятельности митрополит Алек- сий неустанно заботился о благоу- строении Российской паствы и духов- ном ее просвещении. С этой целью он восстановил в Москве прежние обите- ли и создал новые, в том числе женские обители Алексеевскую и За- чатьевскую (где подвизались две его сестры ? игумения Иулиания и мо- нахиня Евпраксия). Им также были основаны обители?Благовещенская в Нижнем Новгороде и в честь святых равноапостольных Константина и Елены во Владимире. Святитель Алексий прожил около
80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть преемником на Всероссийском Мит- рополичьем престоле своего давнего духовного друга Преподобного Сер- гия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал наста- ивать, провидя великое значение для Русской Церкви Преподобного Сер- |
||
|
|||