12-й день
433
отказа, разорением всей Русской зем-
ли. «Если ханша получит исцеление
по молитвам того человека, ты бу-
дешь иметь со мной мир. Если же не
пошлешь его мне?я разорю огнем и
мечом твою землю»,? передал хан
великому князю.
Смиренный святитель не считал
себя достойным совершить чудо исце-
ления, но, имея твердую веру в
Господа, для Которого все возмож-
но,?он не отказался ехать в Орду
ради блага и спокойствия своей Роди-
ны и паствы, за которых готов был
принять и мученическую смерть.
«Прошение и дело превышает меру
сил моих,? сказал святитель Алек-
сий,? но я верю Тому, Который дал
прозреть слепому,? не презрит Он
молитвы веры».
Перед отъездом в Орду святитель
Алексий вместе с духовенством со-
вершил молебное пение в Успенском
соборе, у раки святителя Петра и
Господь дал ему знамение, укрепив-
шее его дух: свеча у гроба святителя
Петра возгорелась сама собой. Святи-
тель взял часть этой свечи и отпра-
вился в Орду.
Еще до прибытия святителя Алек-
сия Тайдула видела его во сне в
архиерейской одежде. Когда святой
приблизился к Орде, Джанибек вы-
шел ему навстречу и ввел его в свои
покои. Святитель, начав молебное
пение, велел возжечь малую свечу,
привезенную от раки святого митро-
полита Петра. После долгой молитвы
он окропил освященной водой Тайду-
лу, и та тотчас прозрела. Хан и все
бывшие при славном исцелении изу-
мились и восславили Бога. Хан Джа-
нибек с великим почетом и дарами
отпустил митрополита в обратный
путь. Ханша Тайдула пожаловала
святителю в Кремле участок земли,
на котором святитель Алексий воз-
двиг в 1365 году Чудов монастырь, в
память чуда архистратига Божия
Михаила в Хонех. В этом монастыре
святитель завещал себя похоронить.
После смерти Джанибека святите-
лю Алексию вновь пришлось ехать в
Орду для ходатайства о Русской
земле перед свирепым ханом Берди-
беком, убившим своих 12 братьев и
грозившим полным опустошением
Русской земле.
Великий печальник Русской зем-
ли святитель Алексий не побоялся
идти в Орду на угрожавшую ему
смерть. Нося в сердце слова Господа
Иисуса Христа: «Пастырь добрый
душу свою полагает за овцы» (Ин.
10,11), он отправился к грозному хану
и с Божией помощью сумел своей
Богодухновенной беседой укротить
его ярость и получить от хана завере-
ние о мире для христиан.
После смерти великого князя
Иоанна Иоанновича (+1359) святи-
тель Алексий был духовным настав-
ником десятилетнего благоверного
князя Димитрия ? наследника вели-
кокняжеского престола.
Благодаря мудрым действиям свя-
тителя Алексия ордынский хан пере-
дал малолетнему Димитрию ярлык
(грамоту) на великое княжение. Свя-
титель Алексий был первым руково-
дителем, первым вдохновителем, пер-
вым помощником великого князя в
его борьбе за централизацию Русского
государства. Подвижнические усилия
таких делателей земли Русской, каки-
ми были святитель Алексий, Препо-
добный Сергий Радонежский и благо-
верный великий князь Димитрий
Донской, сплотили вокруг Москвы
большинство русских княжеств. Объ-
единение их легло в основу великой
победы русского народа на Кулико-
вом поле в 1380 году.
В своей многообразной святитель-
ской деятельности митрополит Алек-
сий неустанно заботился о благоу-
строении Российской паствы и духов-
ном ее просвещении. С этой целью он
восстановил в Москве прежние обите-
ли и создал новые, в том числе
женские обители Алексеевскую и За-
чатьевскую (где подвизались две его
сестры ? игумения Иулиания и мо-
нахиня Евпраксия). Им также были
основаны обители?Благовещенская
в Нижнем Новгороде и в честь святых
равноапостольных Константина и
Елены во Владимире.
Святитель Алексий прожил около
80 лет. Приближаясь к концу своего
жизненного подвига, он желал видеть
преемником на Всероссийском Мит-
рополичьем престоле своего давнего
духовного друга Преподобного Сер-
гия, игумена Радонежского. Однако
Преподобный, по своему великому
смирению, уклонился от этой чести.
Святитель Алексий не стал наста-
ивать, провидя великое значение для
Русской Церкви Преподобного Сер-