12-й день
441
страстей, яко блага укротящи/ и наставляющи к
добродетели, и стези правости,/ да яко Благоде-
тельницу непрестанно величаю Тя.
Святой Мелетий, архиепископ
Антиохийский, был сначала еписко-
пом Севастийским в Армении (около
357), а впоследствии был вызван
императором Констанцией (353 ?
361) в Антиохию для защиты от ереси
ариан и получил Антиохийскую
кафедру.
Святой Мелетий ревностно борол-
ся против арианских заблуждений, но
по проискам еретиков его три раза
изгоняли с кафедры.
Антиохийский святитель отличал-
ся необыкновенной кротостью, неу-
станно воспитывал в своей пастве
добрые нравы, чтобы на возделанной
ниве легче могли взойти семена
истинного вероучения. Святитель
Мелетий рукоположил в сан диакона
Василия Великого. Он крестил и
воспитал Иоанна Златоуста, также
величайшего святителя Церкви.
После Констанция императорский
престол занял Юлиан Отступник
(361?363), и святитель Мелетий был
снова изгнан. Ему пришлось скры-
ваться в тайных убежищах. В 363
году он был возвращен императором
Иовианом.
Святитель Мелетий написал Бо-
гословский трактат «Изложение ве-
ры», который способствовал обраще-
нию к Православию многих ариан.
В 381 году, при святом благовер-
ном императоре Феодосии Великом
(379?395), состоялся П Вселенский
Собор, на котором святой Мелетий
был избран председателем. Перед
началом Собора святой Мелетий под-
нял руку и показал три перста, потом
соединил два перста, а один пригнул
и, благословив народ, провозгласил:
«Три Ипостаси разумеем, о Едином
же Существе беседуем». Во время
Собора святитель Мелетий отошел ко
Господу, Святой Григорий Нисский
почтил память почившего похваль-
ным словом.
Сохранились беседа святого Меле-
тия о Единосущии Сына Божия с
Богом Отцом и его письмо к импера-
тору Иовиану об исповедании Святой
Троицы.
Мощи святого Мелетия были пере-
ртышлетж
ЛТ19Л1ИСК1Н
несены из Константинополя в Анти-
охию.
В Похвальном слове Святителю
святой Иоанн Златоуст свидетель-
ствует: «...каждый из вас называл
свое дитя его именем, желая чрез это
имя ввести святого в дом свой. И
матери, минуя отцов, дедов и праде-
дов, давали новорожденным детям
имя         блаженного         Мелетия.?
Благочестивая ревность побеждала
природу, и дети с того времени
становились любезными для родите-
лей не по естественной только любви,
но и по расположению к такому
имени. Самое имя это считали и
украшением родства, и утверждени-
ем дома, и спасением для называ-
ющихся им, и утешением любви; и
как сидящие во тьме, как скоро
зажжена одна лампада, зажигают от
нее много светильников, и каждый
вносит их в дом свой, так точно и
тогда, когда это имя, как свет, яви-
лось в городе, каждый вносил в свой
дом имя этого блаженного, как бы