46
Месяц февраль
Слово на день Сретения Господня
Что совершилось нъше над Госпо-
дом и Спасителем нашим во храме
Иерусалимском, подобное тому совер-
шено было, братие мои, некогда и над
каждым из нас. И мы, подобно Ему,
были принесены во храм, поставлены
пред Господом; воцерковлены и пос-
вящены Ему на вечное служение. Все
это сделано над нами в том возрасте,
когда у нас, яко младенцев, не было
еще понятия о самих себе, и потому
мы не знали, что с нами происходит.
Но Святая Церковь не могла ни сама
заниматься, ни занимать нас обряда-
ми праздными; совершенное над на-
ми имело важный смысл; вместе с
принесением нас во храм и воцерков-
лением, мы прияли многие права и
обетования; равно как вместе с тем
возлегли на нас важные и священные
обязанности. Не исполняя последних,
мы лишимся первых, и не только
лишимся, но и будем судимы, яко
напрасно являвшиеся пред лице Бо-
жие и вотще приявшие благодать
Духа. Потому с пришествием в воз-
раст нам должно как можно чаще
возобновлять в памяти нашей то, что
совершено над нами Церковию в
младенчестве, вникать в дух и силу
совершенного, дабы, сообразуясь с
ним в своем поведении и нравах,
действительно соделаться тем, чем
быть обещали, и приять то, что нам за
сие предоставлено. Настоящий день,
яко день принесения во Храм Господа
нашего, по образу коего совершено
было и принесение нас во храм, есть
потому самый приличный для подоб-
ных воспоминаний и размышлений.
Итак, пренесемся, братие мои, мыс-
лию к нашему младенчеству и по-
смотрим, что происходило с нами
в четыредесятый день бытия на-
шего.
Что это за жена, которая с младен-
цем у груди трепещущею стопою
подходит к порогу церковному, види-
мо, спешит для какого-то святого дела
в церковь, но, подошед к дверям
церковным, останавливается и, как
бы воспященная какою силою неви-
димою, не смеет идти далее? Что это
за жена и кто этот младенец? Это
твоя мать, возлюбленный слушатель!
А ее младенец ? ты сам! Настал
четыредесятый день по твоем рожде-
нии,? и вот по закону Святой Церкви
мать несет тебя во храм для воцерков-
ления. Зачем же медлит она у порога
церковного и не входит во храм? ?
Кто остановил ее? Этот же самый
закон Церкви, воспрещающий жене
родившей, до четыредесяти дней по
рождении, входить в дом Божий. Для
чего это запрещение? Да разумеем,
что все мы зачинаемся во грехах и
рождаемся в беззакониях, и чрез это
самое становимся недостойными то-
го, чтобы явиться лицу Божию, яко
неприступному для грешников Свя-
тостию Своею.
Но не будем смущаться: нас
недолго заставят стоять вне храма,
потому что, благодаря любви Боже-
ственной, у всех нас есть Заступник и
Ходатай всемощный. Покрытые Его
заслугами, очищенные Его благода-
тию, украшенные Его Именем, мы,
несмотря на прирожденную порчу и
несовершенство наше, будем приня-
ты в дом Божий, представлены само-
му лицу Цареву, приобщены даже к
лику друзей и присных Его.
В самом деле, является служитель
алтаря, приемлет на свои руки, по-
добно Симеону, младенца, то есть,
нас с тобою, возлюбленный слуша-
тель, подъемлет его пред вратами
церкви горе, образует из него на
воздухе крест и восклицает: «Воцер-
ковляется раб Божий, во Имя Отца и
Сьша и Святаго Духа!» Когда вслед
за сим двери храма, как бы уступив
крестному знамению, разверзаются,
священнослужитель входит с младен-
цем, вещая от лица его словами
святого Давида: «Вниду в дом Твой,
поклонюся ко храму святому
Твоему!»
Дошед до середины храма, он
останавливается, паки подъемлет
младенца горе и, образуя им_ крест,
возглашает: «Воцерковляется раб Бо-
жий, во Имя Отца и Сына и Святаго
Духа», и вслед за тем присовокупля-
ет: «Посреде Церкви воспою Тя!»
Подходит потом к царским вратам
алтаря, снова подъемлет отроча во
образ креста и в третий раз вещает:
«Воцерковляется раб Божий, во Имя
Отца и Сына и Святаго Духа!»
Таким образом, рожденное уже
посвящено Богу, уже введено в дом
Царев. Сим могло бы окончиться
священнодействие. Но христианину,