|
|||
46
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
Слово на день Сретения Господня
|
|||
|
|||
Что совершилось нъше над Госпо-
дом и Спасителем нашим во храме Иерусалимском, подобное тому совер- шено было, братие мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом; воцерковлены и пос- вящены Ему на вечное служение. Все это сделано над нами в том возрасте, когда у нас, яко младенцев, не было еще понятия о самих себе, и потому мы не знали, что с нами происходит. Но Святая Церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать нас обряда- ми праздными; совершенное над на- ми имело важный смысл; вместе с принесением нас во храм и воцерков- лением, мы прияли многие права и обетования; равно как вместе с тем возлегли на нас важные и священные обязанности. Не исполняя последних, мы лишимся первых, и не только лишимся, но и будем судимы, яко напрасно являвшиеся пред лице Бо- жие и вотще приявшие благодать Духа. Потому с пришествием в воз- раст нам должно как можно чаще возобновлять в памяти нашей то, что совершено над нами Церковию в младенчестве, вникать в дух и силу совершенного, дабы, сообразуясь с ним в своем поведении и нравах, действительно соделаться тем, чем быть обещали, и приять то, что нам за сие предоставлено. Настоящий день, яко день принесения во Храм Господа нашего, по образу коего совершено было и принесение нас во храм, есть потому самый приличный для подоб- ных воспоминаний и размышлений. Итак, пренесемся, братие мои, мыс- лию к нашему младенчеству и по- смотрим, что происходило с нами в четыредесятый день бытия на- шего. Что это за жена, которая с младен-
цем у груди трепещущею стопою подходит к порогу церковному, види- мо, спешит для какого-то святого дела в церковь, но, подошед к дверям церковным, останавливается и, как бы воспященная какою силою неви- димою, не смеет идти далее? Что это за жена и кто этот младенец? Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ее младенец ? ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рожде- нии,? и вот по закону Святой Церкви |
мать несет тебя во храм для воцерков-
ления. Зачем же медлит она у порога церковного и не входит во храм? ? Кто остановил ее? Этот же самый закон Церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях, и чрез это самое становимся недостойными то- го, чтобы явиться лицу Божию, яко неприступному для грешников Свя- тостию Своею. Но не будем смущаться: нас
недолго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Боже- ственной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благода- тию, украшенные Его Именем, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будем приня- ты в дом Божий, представлены само- му лицу Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Его. В самом деле, является служитель
алтаря, приемлет на свои руки, по- добно Симеону, младенца, то есть, нас с тобою, возлюбленный слуша- тель, подъемлет его пред вратами церкви горе, образует из него на воздухе крест и восклицает: «Воцер- ковляется раб Божий, во Имя Отца и Сьша и Святаго Духа!» Когда вслед за сим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужитель входит с младен- цем, вещая от лица его словами святого Давида: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!» Дошед до середины храма, он
останавливается, паки подъемлет младенца горе и, образуя им_ крест, возглашает: «Воцерковляется раб Бо- жий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и вслед за тем присовокупля- ет: «Посреде Церкви воспою Тя!» Подходит потом к царским вратам
алтаря, снова подъемлет отроча во образ креста и в третий раз вещает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Таким образом, рожденное уже
посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Сим могло бы окончиться священнодействие. Но христианину, |
||
|
|||