|
|||
2-й день
|
47
|
||
|
|||
яко сонаследнику Христа, предостав-
лены большие права: ему, как царско- му священию дано входить во внут- реннейшия завесы (Евр. 10, 19);?и вот священнослужитель, по тому же уставу Церкви, несет младенца? сквозь южные двери ? в самое святи- лище, обходит с ним вокруг престола и, исходя из алтаря противополож- ным путем, то есть дверьми северны- ми, полагает его на земле пред вратами царскими, откуда мать уже сама должна восприять его, как бы от лица Господня. Что может быть знаменательнее и
вместе трогательнее сих священно- действий! Это троекратное образова- ние креста из младенца, это внесение его во святилище и обхождение с ним вокруг престола, это положение его на земле пред вратами царскими и приятие его отсюда самою матерью: сколько здесь уроков и для приноси- мого, и для приносящей, и для детей, и для самих родителей! Крест! Им видимо означается, что
если мы имеем теперь доступ и в земный храм, и в Небесный Эдем, то страданиями за нас на Кресте Сына Божия, коими отверст для всех нас Рай, заключенный для всех же пре- ступлением нашего прародителя и собственными грехами. Внесение младенца во святилище
не материю или отцом, а иереем показывает, что силы природы доста- точны только для дарования ему одной жизни естественной, но не довлеют для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхожде- нием вокруг престола видимо указу- ется на высокое предназначение хри- стианина? откровенным лицем со- зерцать Славу Вожию, быть прича- стником еще на земле тайн Жизни Вечной, уготовлять себя в блаженное сожитие с Архангелами и Ангелами, окружающими Престол Божий,? в место селения Самой Славы Божией. В частности, обхождением вокруг престола, напоминающим собою чин Посвящения и Бракосочетания, мла- денец как бы посвящается во иереи Богу, а душа его уневещивается Духу |
Святому. Наконец, положение мла-
денца на землю пред дверями царски- ми дает разуметь, что, несмотря на множество прав духовных, ему те- перь усвоенных, он, яко христианин, должен всю жизнь пребывать в сми- рении духа и сердца, вменять себя яко ничто же пред Господом; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Гос- поду, да отныне не к тому себе живет и не к тому себе умирает, но умерше- му и воскресшему для него Спаси- телю. А мать, подъемлющая от царских
врат плод чрева своего, должна памя- товать, что отселе он ей паки поруча- ется Самим Господом, да болезнует о нем прочее духом, как прежде болела телом, дондеже вообразится в нем Христос. Как, наконец, выразительно са-
мое название сего священнодействия! Воцерковляется раб Божий! То есть, вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковию, живым храмом Бога Живаго. Мать принесла его как плод природы; при- емлет назад как дар благодати. Помни же, принесенный и взя-
тый, чем ты принесен и каковым взят! Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое зна- мение отверзло тебе врата Дома Божия. Помни престол, вокруг коего тебя носили и который тебе предназ- начен, и землю, на коей был положен, и в которую пойдешь. Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесен некогда в церковь со крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова правед- наго Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!» Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в про- должение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь. (Из «Журнала Московской Патри-
архии», 1967, ¦ 2). |
||
|
|||