2-й день
47
яко сонаследнику Христа, предостав-
лены большие права: ему, как царско-
му священию дано входить во внут-
реннейшия завесы (Евр. 10, 19);?и
вот священнослужитель, по тому же
уставу Церкви, несет младенца?
сквозь южные двери ? в самое святи-
лище, обходит с ним вокруг престола
и, исходя из алтаря противополож-
ным путем, то есть дверьми северны-
ми, полагает его на земле пред
вратами царскими, откуда мать уже
сама должна восприять его, как бы от
лица Господня.
Что может быть знаменательнее и
вместе трогательнее сих священно-
действий! Это троекратное образова-
ние креста из младенца, это внесение
его во святилище и обхождение с ним
вокруг престола, это положение его
на земле пред вратами царскими и
приятие его отсюда самою матерью:
сколько здесь уроков и для приноси-
мого, и для приносящей, и для детей,
и для самих родителей!
Крест! Им видимо означается, что
если мы имеем теперь доступ и в
земный храм, и в Небесный Эдем, то
страданиями за нас на Кресте Сына
Божия, коими отверст для всех нас
Рай, заключенный для всех же пре-
ступлением нашего прародителя и
собственными грехами.
Внесение младенца во святилище
не материю или отцом, а иереем
показывает, что силы природы доста-
точны только для дарования ему
одной жизни естественной, но не
довлеют для введения его в жизнь
духовную и благодатную; а обхожде-
нием вокруг престола видимо указу-
ется на высокое предназначение хри-
стианина? откровенным лицем со-
зерцать Славу Вожию, быть прича-
стником еще на земле тайн Жизни
Вечной, уготовлять себя в блаженное
сожитие с Архангелами и Ангелами,
окружающими Престол Божий,? в
место селения Самой Славы Божией.
В частности, обхождением вокруг
престола, напоминающим собою чин
Посвящения и Бракосочетания, мла-
денец как бы посвящается во иереи
Богу, а душа его уневещивается Духу
Святому. Наконец, положение мла-
денца на землю пред дверями царски-
ми дает разуметь, что, несмотря на
множество прав духовных, ему те-
перь усвоенных, он, яко христианин,
должен всю жизнь пребывать в сми-
рении духа и сердца, вменять себя
яко ничто же пред Господом; взирать
на себя, яко на жертву, которая
единожды и навсегда посвящена Гос-
поду, да отныне не к тому себе живет
и не к тому себе умирает, но умерше-
му и воскресшему для него Спаси-
телю.
А мать, подъемлющая от царских
врат плод чрева своего, должна памя-
товать, что отселе он ей паки поруча-
ется Самим Господом, да болезнует о
нем прочее духом, как прежде болела
телом, дондеже вообразится в нем
Христос.
Как, наконец, выразительно са-
мое название сего священнодействия!
Воцерковляется раб Божий! То есть,
вводится в Церковь, вставляется как
часть в свое великое и святое целое,
вместе с тем сам делается церковию,
живым храмом Бога Живаго. Мать
принесла его как плод природы; при-
емлет назад как дар благодати.
Помни же, принесенный и взя-
тый, чем ты принесен и каковым
взят! Помни, где ты был, кому и для
чего представлен! Помни, какое зна-
мение отверзло тебе врата Дома
Божия. Помни престол, вокруг коего
тебя носили и который тебе предназ-
начен, и землю, на коей был положен,
и в которую пойдешь. Помни, что ты
опять и также чуждыми руками
будешь принесен некогда в церковь
со крестом в руках. О, если бы ты
тогда мог усвоить себе слова правед-
наго Симеона: «Ныне отпущаеши
раба Твоего, Владыко, по глаголу
Твоему с миром, яко видеста очи мои
спасение Твое!» Но они усвоятся тебе,
и ты почиешь с миром до дня
всеобщего воскресения, если в про-
должение своей жизни не будешь
забывать своего воцерковления.
Аминь.
(Из «Журнала Московской Патри-
архии», 1967, ¦ 2).