522
Месяц февраль
ному чтению, но и Богоугодному
добронравию?премудрости духов -
ной. «Сын,? говорили они Констан-
тину словами Соломона,? чти Госпо-
да?и укрепипшся; храни запове-
ди?и поживеши; словеса Божий
напиши на скрижали сердца своего;
нарцы (призови.? Ред.) Премудрость
сестру тебе быти, Разум же знаемь
(т. е. близким, родным) сотвори себе
(Притч. 7, 1?4). Премудрость сияет
светлее солнца, и если ее будешь
иметь своей помощницей, она изба-
вит тебя от многого зла».
Известно, какие успехи показал
этот отрок в науках, особенно в
изучении творений святого Григория
Богослова. Он изучил Гомера, геомет-
рию, диалектику и философию под
руководством логофета дрома Феок-
тиста и будущего Патриарха Фотия.
Еще в юности святого Константина
называли Философом. Кроме того, он
изучил риторику, арифметику, астро-
номию, музыкальное искусство и дру-
гие светские науки, а также знал
языки латинский, сирийский и
другие.
Хотя святой Константин воспиты-
вался при царском дворе, вместе с
юным императором Михаилом, и мог
занять высокое положение, он пом-.
нил о своей Подруге, поэтому й
отказался от знатной и прекрасной
невесты.
Когда святой Константин был воз-
веден в иерейский сан, его одновре-
менно поставили библиотекарем при\
храме Святой Софии. Вот от этого-то
избранника Софии и получило свое
начало Русское Православие.
Апостольская миссия у славян
была для святого Кирилла вершиной
подвига, к которому он был подготов-
ляем Промыслом Божиим и Святой
Софией всю жизнь. После принятия
священства святой Кирилл, стремясь
к уединению, оставался в Царьграде
недолго: он тайно ушел и скрылся в
одном из монастырей на побережье
Золотого Рога. Только через полгода
императору удалось найти его и
уговорить быть учителем философии
в главном Константинопольском учи-
лище. Святой Кирилл возвратился в
Царьград. Со времени вступления на
проповедь и общественно-церковное
служение проявилась его строгая
ревность в утверждении правосла-
вия.
Первые прения у святого Кирилла
были с вождем еретиков-иконоборцев
Аннием. Престарелый Анний был
побежден и посрамлен юным филосо-
фом святым Кириллом.
В 851 году святой Кирилл по
повелению императора отправился к
сарацинам, чтобы доказать им истин-
ность христианского учения о Святой
Троице. Это было первое миссионер-
ское путешествие святого, совершен-
ное им в 24 года.
Святой Кирилл так умело отста-
ивал истинность православной веры
и так обличал ложность учения му-
сульман, что сарацинские мудрецы,
не зная, что ему отвечать, пытались
отравить святого. Но Господь сохра-
нил Своего раба невредимым. По
возвращении от сарацин святой Ки-
рилл отказался от почетной должно-
сти учителя философии и поселился в
монастыре на Олимпе, где подвизал-
ся его старший брат святой Мефодий
(815?885, память 6 апреля). Не-
сколько лет святой Кирилл провел в
иноческих подвигах, молитве и чте-
нии творений святых отцов. На
Олимпе он стал изучать славянский
язык, познакомился с древнееврей-
ской и коптской письменностью.
В 858 году в Царьград пришли
послы от хазар с просьбой прислать к
ним ученого мужа, чтобы он обличил
неправду сарацинских и еврейских
проповедников, стремившихся обра-
тить хазар в свою веру. Император
Михаил III направил к хазарам для
проповеди Евангелия святого Кирил-
ла. Вместе с ним отправился и его
святой брат Мефодий. По пути свя-
тые братья на некоторое время оста-
новились в Крыму, в греческой коло-
нии Херсонес. Там святой Кирилл
изучил еврейскую грамматику. Тогда
же святой Кирилл ознакомился с
Евангелием и Псалтирью, написан-
ными русскими буквами.
В Херсонесе святые братья уча-
ствовали в открытии мощей священ-
номученика Климента, Папы Рим-
ского. Взяв с собой часть святых
мощей, они продолжили свое путеше-
ствие.
В хазарской земле, победив в
споре иудеев и мусульман, святой
Кирилл многих обратил в христиан-
ство. Отказавшись от богатых даров,
предложенных хазарским каганом,
святые Кирилл и Мес|мдий просили