![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
522
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
ному чтению, но и Богоугодному
добронравию?премудрости духов - ной. «Сын,? говорили они Констан- тину словами Соломона,? чти Госпо- да?и укрепипшся; храни запове- ди?и поживеши; словеса Божий напиши на скрижали сердца своего; нарцы (призови.? Ред.) Премудрость сестру тебе быти, Разум же знаемь (т. е. близким, родным) сотвори себе (Притч. 7, 1?4). Премудрость сияет светлее солнца, и если ее будешь иметь своей помощницей, она изба- вит тебя от многого зла». Известно, какие успехи показал
этот отрок в науках, особенно в изучении творений святого Григория Богослова. Он изучил Гомера, геомет- рию, диалектику и философию под руководством логофета дрома Феок- тиста и будущего Патриарха Фотия. Еще в юности святого Константина называли Философом. Кроме того, он изучил риторику, арифметику, астро- номию, музыкальное искусство и дру- гие светские науки, а также знал языки латинский, сирийский и другие. Хотя святой Константин воспиты-
вался при царском дворе, вместе с юным императором Михаилом, и мог занять высокое положение, он пом-. нил о своей Подруге, поэтому й отказался от знатной и прекрасной невесты. Когда святой Константин был воз-
веден в иерейский сан, его одновре- менно поставили библиотекарем при\ храме Святой Софии. Вот от этого-то избранника Софии и получило свое начало Русское Православие. Апостольская миссия у славян
была для святого Кирилла вершиной подвига, к которому он был подготов- ляем Промыслом Божиим и Святой Софией всю жизнь. После принятия священства святой Кирилл, стремясь к уединению, оставался в Царьграде недолго: он тайно ушел и скрылся в одном из монастырей на побережье Золотого Рога. Только через полгода императору удалось найти его и уговорить быть учителем философии в главном Константинопольском учи- лище. Святой Кирилл возвратился в Царьград. Со времени вступления на проповедь и общественно-церковное служение проявилась его строгая ревность в утверждении правосла- вия. |
Первые прения у святого Кирилла
были с вождем еретиков-иконоборцев Аннием. Престарелый Анний был побежден и посрамлен юным филосо- фом святым Кириллом. В 851 году святой Кирилл по
повелению императора отправился к сарацинам, чтобы доказать им истин- ность христианского учения о Святой Троице. Это было первое миссионер- ское путешествие святого, совершен- ное им в 24 года. Святой Кирилл так умело отста-
ивал истинность православной веры и так обличал ложность учения му- сульман, что сарацинские мудрецы, не зная, что ему отвечать, пытались отравить святого. Но Господь сохра- нил Своего раба невредимым. По возвращении от сарацин святой Ки- рилл отказался от почетной должно- сти учителя философии и поселился в монастыре на Олимпе, где подвизал- ся его старший брат святой Мефодий (815?885, память 6 апреля). Не- сколько лет святой Кирилл провел в иноческих подвигах, молитве и чте- нии творений святых отцов. На Олимпе он стал изучать славянский язык, познакомился с древнееврей- ской и коптской письменностью. В 858 году в Царьград пришли
послы от хазар с просьбой прислать к ним ученого мужа, чтобы он обличил неправду сарацинских и еврейских проповедников, стремившихся обра- тить хазар в свою веру. Император Михаил III направил к хазарам для проповеди Евангелия святого Кирил- ла. Вместе с ним отправился и его святой брат Мефодий. По пути свя- тые братья на некоторое время оста- новились в Крыму, в греческой коло- нии Херсонес. Там святой Кирилл изучил еврейскую грамматику. Тогда же святой Кирилл ознакомился с Евангелием и Псалтирью, написан- ными русскими буквами. В Херсонесе святые братья уча-
ствовали в открытии мощей священ- номученика Климента, Папы Рим- ского. Взяв с собой часть святых мощей, они продолжили свое путеше- ствие. В хазарской земле, победив в
споре иудеев и мусульман, святой Кирилл многих обратил в христиан- ство. Отказавшись от богатых даров, предложенных хазарским каганом, святые Кирилл и Мес|мдий просили |
||
|
|||