|
|||
14-й день
|
523
|
||
|
|||
взамен отпустить всех греческих
пленников. По их просьбе 200 чело- век были отпущены на свободу и возвратились на родину. В Царьграде святых братьев встретили с великими почестями, как апостолов. Святой Мефодий удалился в свой монастырь, а святой Кирилл поселился при церкви святых апостолов и начал работу по составлению славянской азбуки и переводу Богослужебных книг на язык славян. Через некоторое время святой Ки-
рилл вместе с братом отправился для проповеди христианства в Болгарию. В 862 (или 863) году от моравского
князя Ростислава пришли в Царьград послы с просьбой прислать христиан- ских учителей. Выбор императора пал на святого Кирилла, подготовлен- ного Промыслом Божиим к тому времени к великой миссии среди славянских народов. Несмотря на болезнь, святой Кирилл с радостью взялся за исполнение послушания. Как и всякое дело, он начал подвиг просвещения славян с молитвы, а затем наложил на себя сорокаднев- ный пост. В скором времени Бог, слушающий молитвы рабов Своих, исполнил то, о чем просил Его верный слуга: святой Кирилл составил азбуку для славян (глаголицу), а затем с помощью брата и учеников продол- жил перевод греческих Священных Книг на славянский язык. Первой переведенной святым Кириллом кни- гой было Евангелие от Иоанна. Была переведена также Следованная Псал- тирь (включавшая тексты тропарей и кондаков праздников и святых), раз- личные тексты Священного Писания и Богослужебных книг. Этот славный подвиг святого Кирилла явился осно- вой великого дела приобщения сла- вян к христианской вере и культуре. С тех пор для славян настала новая жизнь, явилась возможность само- бытного духовного развития под благотворным действием проповеди и Богослужения на родном славян- ском языке. Борьба святого Кирилла за само-
стоятельность славянских народов усложнялась тем, что дело просвеще- ния славян было начато в Моравии? стране, находившейся под римским влиянием. Немецкие священники, стоявшие во главе христианских цер- квей в Моравии, всячески препят- |
ствовали введению Богослужения на
славянском языке, считая, что оно должно совершаться только на трех языках: еврейском, латинском или греческом. Святые Кирилл и Мефо- дий, обличая их неправду словами Священного Писания, неутомимо го- товили служителей новой Церкви. Под руководством святых братьев Моравский князь Ростислав начал постройку храмов и собрал много отроков для обучения славянской аз- буке и чтению переведенных книг. В короткое время святой Кирилл со своими учениками перевел церков- ное чинопоследование и ввел в оби- ход все Богослужения по уставу. Этим было положено начало образо- ванию самостоятельных славянских Церквей. Но враги дела просвещения сла-
вян продолжали им препятствовать: они донесли на святых Кирилла и Мефодия папе Римскому Николаю I, обвинив их в ереси. Папа вызвал святых братьев в Рим. Взяв с собой часть мощей священномученика Климента, они отправились в новое путешествие, очень неблагоприятное для здоровья святого Кирилла. Путь их лежал через славянские земли. В Паннонии, по просьбе князя Коцела, они обучили его и 50 юношей славян- ской азбуке. При прощании князь хотел одарить святых проповедников. Но святые Кирилл и Мефодий не пожелали взять от Коцела,так же, как и от Ростислава Моравского, ни сереб- ра, ни золота. Евангельское слово они проповедовали безвозмездно и только испросили свободу у обоих 900 грече- ским пленникам. В Венеции братья сделали еще од-
ну остановку. Там святой Кирилл сно- ва вел горячие споры с «трехъязыч- никами». Он доказывал право каждо- го народа на свою письменность и ссылался на Священное Писание и опыт ряда народов (армян, персов, грузин, готов, аваров, хазар арабов, сирийцев и др.), издавна имевших свою письменность. Перед прибытием святых в Рим
умер Папа Николай I. Новый Папа Адриан П был настроен к святым братьям дружелюбно и встретил их торжественно, тем более, что они несли мощи священномученика Кли- мента. Папа Адриан П признал сла- вянский язык в Священном Писании |
||
|
|||