14-й день
523
взамен отпустить всех греческих
пленников. По их просьбе 200 чело-
век были отпущены на свободу и
возвратились на родину. В Царьграде
святых братьев встретили с великими
почестями, как апостолов. Святой
Мефодий удалился в свой монастырь,
а святой Кирилл поселился при
церкви святых апостолов и начал
работу по составлению славянской
азбуки и переводу Богослужебных
книг на язык славян.
Через некоторое время святой Ки-
рилл вместе с братом отправился для
проповеди христианства в Болгарию.
В 862 (или 863) году от моравского
князя Ростислава пришли в Царьград
послы с просьбой прислать христиан-
ских учителей. Выбор императора
пал на святого Кирилла, подготовлен-
ного Промыслом Божиим к тому
времени к великой миссии среди
славянских народов. Несмотря на
болезнь, святой Кирилл с радостью
взялся за исполнение послушания.
Как и всякое дело, он начал подвиг
просвещения славян с молитвы, а
затем наложил на себя сорокаднев-
ный пост. В скором времени Бог,
слушающий молитвы рабов Своих,
исполнил то, о чем просил Его верный
слуга: святой Кирилл составил азбуку
для славян (глаголицу), а затем с
помощью брата и учеников продол-
жил перевод греческих Священных
Книг на славянский язык. Первой
переведенной святым Кириллом кни-
гой было Евангелие от Иоанна. Была
переведена также Следованная Псал-
тирь (включавшая тексты тропарей и
кондаков праздников и святых), раз-
личные тексты Священного Писания
и Богослужебных книг. Этот славный
подвиг святого Кирилла явился осно-
вой великого дела приобщения сла-
вян к христианской вере и культуре.
С тех пор для славян настала новая
жизнь, явилась возможность само-
бытного духовного развития под
благотворным действием проповеди
и Богослужения на родном славян-
ском языке.
Борьба святого Кирилла за само-
стоятельность славянских народов
усложнялась тем, что дело просвеще-
ния славян было начато в Моравии?
стране, находившейся под римским
влиянием. Немецкие священники,
стоявшие во главе христианских цер-
квей в Моравии, всячески препят-
ствовали введению Богослужения на
славянском языке, считая, что оно
должно совершаться только на трех
языках: еврейском, латинском или
греческом. Святые Кирилл и Мефо-
дий, обличая их неправду словами
Священного Писания, неутомимо го-
товили служителей новой Церкви.
Под руководством святых братьев
Моравский князь Ростислав начал
постройку храмов и собрал много
отроков для обучения славянской аз-
буке и чтению переведенных книг.
В короткое время святой Кирилл со
своими учениками перевел церков-
ное чинопоследование и ввел в оби-
ход все Богослужения по уставу.
Этим было положено начало образо-
ванию самостоятельных славянских
Церквей.
Но враги дела просвещения сла-
вян продолжали им препятствовать:
они донесли на святых Кирилла и
Мефодия папе Римскому Николаю I,
обвинив их в ереси. Папа вызвал
святых братьев в Рим. Взяв с собой
часть мощей священномученика
Климента, они отправились в новое
путешествие, очень неблагоприятное
для здоровья святого Кирилла. Путь
их лежал через славянские земли. В
Паннонии, по просьбе князя Коцела,
они обучили его и 50 юношей славян-
ской азбуке. При прощании князь
хотел одарить святых проповедников.
Но святые Кирилл и Мефодий не
пожелали взять от Коцела,так же, как
и от Ростислава Моравского, ни сереб-
ра, ни золота. Евангельское слово они
проповедовали безвозмездно и только
испросили свободу у обоих 900 грече-
ским пленникам.
В Венеции братья сделали еще од-
ну остановку. Там святой Кирилл сно-
ва вел горячие споры с «трехъязыч-
никами». Он доказывал право каждо-
го народа на свою письменность и
ссылался на Священное Писание и
опыт ряда народов (армян, персов,
грузин, готов, аваров, хазар арабов,
сирийцев и др.), издавна имевших
свою письменность.
Перед прибытием святых в Рим
умер Папа Николай I. Новый Папа
Адриан П был настроен к святым
братьям дружелюбно и встретил их
торжественно, тем более, что они
несли мощи священномученика Кли-
мента. Папа Адриан П признал сла-
вянский язык в Священном Писании