|
|||
592
|
Месяц февраль
|
||
|
|||
Казанского архиепископа (память
25 сентября), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного в Казани у церкви во имя святителя Йиколая. По благословению Святейшего Патриар- ха Иова (1589?1605) святитель Ер- моген поставил их в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель
Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поми- новение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить опре- деленный день памяти воинов. Од- новременно он сообщал о трех муче- никах, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новго- рода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Пра- вославия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февра- ля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казан- ской митрополии панихиду в суббот- ний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Право- славия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казан- ских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казан- ским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Ермо- ген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном уча-
стии Святителя совершилось обрете- ние и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, пер- вого архиепископа Казанского (па- мять 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и |
Варсонофия, епископа Тверского (па-
мять 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584?1598) при- казал соорудить в Казанском Спасо- Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святи- тель Ермоген пришел с собором духо- венства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова ("Н605) и по повеле- нию царя, мощи новоявленных чу- дотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсоно- фия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские
труды митрополита Ермогена избра- ли на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен с«ором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском со- боре. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (|21 декабря 1326), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Деятельность Патриарха Ермоге-
на совпала с трудным для Русского государства периодом ? нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвяти- тель все свои силы посвятил служе- нию Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противосто- ял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим пора- ботить русский народ, ввести в Рос- сии униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда са- мозванец подошел к Москве и распо- ложился в Тушине, Патриарх Ермо- ген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты Право- славной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное цело- вание и клятву стоять до смерти за |
||
|
|||