592
Месяц февраль
Казанского архиепископа (память
25 сентября), скончавшегося в Москве
6 ноября 1567 года, во время моровой
язвы, и погребенного в Казани у
церкви во имя святителя Йиколая. По
благословению Святейшего Патриар-
ха Иова (1589?1605) святитель Ер-
моген поставил их в Свияжском
Успенском монастыре.
9 января 1592 года святитель
Ермоген направил Патриарху Иову
письмо, в котором сообщал, что в
Казани не совершается особое поми-
новение православных воинов, жизнь
положивших за веру и Отечество под
Казанью, и просил установить опре-
деленный день памяти воинов. Од-
новременно он сообщал о трех муче-
никах, пострадавших в Казани за
веру Христову, из которых один был
русский, по имени Иоанн (память
24 января), родом из Нижнего Новго-
рода, плененный татарами, а двое
других, Стефан и Петр (память
24 марта), новообращенные татары.
Святитель выражал сожаление, что
эти мученики не были вписаны в
синодик, читавшийся в Неделю Пра-
вославия, и что им не пелась вечная
память. В ответ святителю Ермогену
Патриарх прислал указ от 25 февра-
ля, который предписывал «по всем
православным воинам, убитым под
Казанью и в пределах казанских,
совершать в Казани и по всей Казан-
ской митрополии панихиду в суббот-
ний день после Покрова Пресвятой
Богородицы и вписать их в большой
синодик, читаемый в Неделю Право-
славия», повелевалось вписать в тот
же синодик и трех мучеников казан-
ских, а день их памяти поручалось
определить святителю Ермогену.
Святитель объявил патриарший указ
по своей епархии, добавив, чтобы по
всем церквам и монастырям служили
литургии и панихиды по трем казан-
ским мученикам и поминали их на
литиях и на литургиях 24 января
среднею памятью. Святитель Ермо-
ген проявлял ревность по вере и
твердость в соблюдении церковных
традиций, заботился о просвещении
верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном уча-
стии Святителя совершилось обрете-
ние и открытие мощей Казанских
чудотворцев: святителей Гурия, пер-
вого архиепископа Казанского (па-
мять 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и
Варсонофия, епископа Тверского (па-
мять 4 октября, 11 апреля). Царь
Феодор Иоаннович (1584?1598) при-
казал соорудить в Казанском Спасо-
Преображенском монастыре новую
каменную церковь на месте прежней,
где были погребены святые. Когда
были обретены гробы святых, святи-
тель Ермоген пришел с собором духо-
венства, повелел вскрыть гробы и,
увидев нетленные мощи и одежды
святителей, сообщил Патриарху и
царю. По благословению Святейшего
Патриарха Иова ("Н605) и по повеле-
нию царя, мощи новоявленных чу-
дотворцев были поставлены в новом
храме. Святой Ермоген сам составил
жития святителей Гурия и Варсоно-
фия, епископов Казанских.
За выдающиеся архипастырские
труды митрополита Ермогена избра-
ли на первосвятительскую кафедру, а
3 июля 1606 года он был возведен
с«ором святителей на Патриарший
престол в Московском Успенском со-
боре. Митрополит Исидор вручил
Святейшему Патриарху Ермогену
посох святителя Петра, Московского
чудотворца (|21 декабря 1326), а царь
принес в дар новому Патриарху
панагию, украшенную драгоценными
камнями, белый клобук и посох. По
древнему чину Святейший Патриарх
Ермоген совершал шествие на осляти
вокруг стен Кремля.
Деятельность Патриарха Ермоге-
на совпала с трудным для Русского
государства периодом ? нашествием
самозванца Лжедмитрия и польского
короля Сигизмунда III. Первосвяти-
тель все свои силы посвятил служе-
нию Церкви и Отечеству. В этом
подвиге Патриарх Ермоген не был
одинок: ему подражали и помогали
самоотверженные русские люди. С
особенным вдохновением противосто-
ял Святейший Патриарх изменникам
и врагам Отечества, желавшим пора-
ботить русский народ, ввести в Рос-
сии униатство и католичество, и
искоренить Православие. Когда са-
мозванец подошел к Москве и распо-
ложился в Тушине, Патриарх Ермо-
ген направил мятежным изменникам
два послания. В одном из них он
писал: «...Вы забыли обеты Право-
славной веры нашей, в которой мы
родились, крестились, воспитались и
возросли, преступили крестное цело-
вание и клятву стоять до смерти за